07-06-19 / 2019
Новости отрасли
Казань против Петербурга

Помощник президента Андрей Белоусов сообщил, что маршрут первой в России высокоскоростной магистрали еще не выбран

Российские власти весной заявляли, что отложили строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) в направлении Казани и вернулись к давнишней идее построить ВСМ Москва - Санкт-Петербург. (Первый документ, утверждавший ее строительство, подписал президент Борис Eльцин в 1991 г.)

Однако в четверг на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ-2019) помощник президента по вопросам экономики Андрей Белоусов сообщил "Ведомостям", что рассматриваются по-прежнему оба маршрута, а выбор будет сделан до конца нынешнего года.

Белоусов объяснил, что оба проекта дорогостоящие и конкурируют за государственное финансирование. Проект ВСМ в направлении Казани не отвергнут, говорил и зампред правительства Максим Акимов, отвечающий за инфраструктуру.

Первый проект, ВСМ до Казани, достаточно хорошо проработан РЖД, говорит Белоусов, но сомнителен с точки зрения экономической эффективности - хватит ли пассажиропотока. ВСМ Москва - Санкт- Петербург, продолжает помощник президента, не вызывает сомнений с точки зрения экономической эффективности и пассажиропотока, но маршрут не проработан.

Акимов в интервью "Ведомостям" оценивал каждую из магистралей - и до Казани, и до Санкт- Петербурга - примерно в 1,5 трлн руб. В ценах лет строительства только ВСМ до Санкт-Петербурга оценивается в 1,7 трлн руб., говорил "Ведомостям" человек, близкий к РЖД. ВСМ в Казань участники проекта оценивали в 1,6 трлн руб., а ее первый участок, от Железнодорожного в Московской области до Гороховца Нижегородской области с возможностью затем добраться до Нижнего Новгорода, - в 621,5 млрд руб.

Полностью завершить подсчеты правительство надеется к концу лета.

Один из этих проектов будет выполнен хотя бы для того, чтобы отработать технологию высокоскоростного движения, объяснил Белоусов и сообщил, что на исполнение проекта ВСМ рассчитывает и вице- премьер Акимов. Помощник президента, правда, тут же предупредил, что достроить магистраль до конца президентского срока может и не получиться: "Не знаю, успеем ли закончить, но думаю, что до конца 2024 г. [строить] начнем".

По словам Акимова, строительный цикл для любой из двух магистралей - 4,5 года. Он предлагает строить сразу обе магистрали. "Объединенная модель ВСМ Санкт-Петербург - Москва - Казань значительно лучше с точки зрения финансовой устойчивости и пассажиропотока, - говорил зампред правительства в интервью "Ведомостям". - Мне бы хотелось мечтать, что [движение откроется] до 2027 г.".

10 апреля президент Владимир Путин поддержал просьбу врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и гендиректора РЖД Олега Белозерова начать проектировать ВСМ в Санкт-Петербург. "Согласен", - начертал президент на их письме. Проект полностью отвечает требованиям майского указа, поможет развитию Санкт- Петербурга и петербургской городской агломерации, убеждали Путина авторы письма. ВСМ сократит время в пути до двух часов, а пассажиропоток между двумя городами вырастет втрое - с 11 млн до 33 млн человек в год, приводили они аргументы.

Железная дорога начинает выигрывать у авиации, когда время в пути на поезде сокращается менее чем до трех часов, говорил в феврале в интервью "Ведомостям" министр экономического развития Максим Орешкин: снизится нагрузка на перегруженные авиаузлы в Москве и Петербурге, появится возможность вернуть на базовую ветку Москва - Петербург грузы, вынужденные из-за скоростного движения медленно идти в объезд.

Решение президента воспринято как отказ от ВСМ в направлении Казани, говорили участники проекта ВСМ "Ведомостям".

Руководитель аналитического центра при правительстве Владислав Онищенко сказал "Ведомостям", что пассажиропоток на маршруте Москва - Казань был оценен консервативно, т. е. не был завышен. Но он не исключил, что экономическая эффективность ВСМ до Санкт-Петербурга может оказаться выше, чем ВСМ до Казани.

Сейчас идет проработка технико-экономического обоснования маршрута ВСМ в Санкт-Петербург, потом начнется проектирование, после чего может быть принято решение о строительстве, говорит человек, близкий к РЖД.

Представитель РЖД не ответил на запрос "Ведомостей".

Такой проект, как высокоскоростная магистраль, рассматривается не столько в призме прямой экономической эффективности или налоговых поступлений, а больше в части совокупного влияния, в том числе на сопутствующие отрасли (металлургия, производство строительных материалов, подвижной состав), говорит партнер PwC Михаил Баженов. Но прежде всего это качество жизни и повышение мобильности населения, указывает он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости07.06.2019