13-06-24 / 2024
Новости отрасли
"Казахстанские желдороги" находятся на грани дефолта - аудиторы

Казахстанский ж/д оператор "Казахстан темир жолы" (КТЖ, "Казахстанские железные дороги") не способен оплачивать свои обязательства и находится на грани дефолта, заявил председатель Высшей аудиторской палаты Казахстана Алихан Смаилов.

"Сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в красной зоне кредитного риска. Ее долг на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти. 45%, или 1,3 трлн тенге из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств", - сказал Смаилов, выступая в парламенте.

"Существующие методы корпоративного управления и стратегия развития материнского АО "Самрук-Казына" не способны предотвратить кризис национальной железнодорожной компании страны. Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведет к дефолту КТЖ", - подчеркнул он.

По мнению Смаилова, необходимо провести оптимизацию затрат группы компаний КТЖ с определением конкретных сроков по оздоровлению финансового и технического состояния.

Глава палаты также озвучил, что 73% всего грузооборота КТЖ за период с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости. Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге, в том числе более половины - по экспорту. Уровень отдельных регулируемых тарифов на экспорт ниже тарифов на перевозку социально значимых продовольственных товаров внутри республики.

"Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ. В этом отсутствует здравый экономический смысл. Ни один предприниматель не заинтересован осуществлять свою деятельность по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству", - подчеркнул аудитор.

Также, по его словам, статистические данные не соответствуют фактическим показателям компании.

"Поэтому принимаемые меры сведены исключительно к обновлению вагонного и локомотивного парка, а также строительству отдельных путей на востоке и юге Казахстана. Не проводится кардинальная реновация магистральных сетей. Нерационально закупать вагоны и локомотивы, если состояние и пропускная способность действующих магистральных сетей не позволяют их безаварийное движение без ограничения скорости на всем маршруте следования", - отметил он.

Глава Высшей аудиторской палаты считает необходимым рассмотреть целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков, так как их деятельность приводит к потерям доходов КТЖ.

"Некогда самодостаточная компания КТЖ по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге", - сказал Смаилов.

По его оценке, пилотный проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть, действующий с 2018 года, не принес ожидаемого эффекта и приводит к потерям доходов КТЖ.

"Частные перевозчики грузов осуществляют наиболее прибыльные перевозки, в частности нефти и нефтепродуктов, а также маршруты с формированием полного состава поезда, на электрифицированных участках. Тарифы частных ж/д перевозчиков грузов завышены, в отдельных случаях - на 32%, в том числе за счет включения затрат, которые фактически не производятся. А это значительно влияет на стоимость перевозки товара для конечного потребителя", - отметил Смаилов.

Глава аудиторской палаты считает, что также усматриваются слабые позиции уполномоченного органа по регулированию тарифов.

"Подходы в тарификации должны быть справедливыми. Поэтому необходимо рассмотреть целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков", - резюмировал он.

"Казахстан темир жолы" - транспортно-логистическая компания, контролируется государством. Под управлением компании находятся железнодорожная, морская портовая и аэропортовая инфраструктура, транспортно-логистические центры.

Официальный курс на 13 июня - 451,77 тенге/$1.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс13.06.2024