В Казахстане сейчас сосредоточились логистические грузопотоки едва ли не всего мира, ведь он находится на пересечении важных транспортных артерий и формирует сети, связывающие Россию и страны Европы с Азией, Китай, Японию – со странами Юго-Восточной Азии, а также страны Центральной Азии, Закавказья, Персидского залива и Турцию. Генеральный директор АО "KTZ Express" (дочерняя компания АО "НК "Казакстан темір жолы") Дамир Кожахметов рассказал "РЖД-Партнеру" о богатом многообразии транспортно-логистических маршрутов. – Дамир Маратович, каковы главные преимущества Казахстана как транспортно-логистического хаба? – Для эффективной реализации задач по развитию транспортно-логистической инфраструктуры и транзитного потенциала Казахстана принимаются необходимые меры по формированию каркаса транспортно-логистического комплекса и расширению транзитных возможностей казахстанских маршрутов. Имея таких соседей, как Россия, Китай, Иран, страны Центральной Азии с растущей экономикой и грузовой базой, Казахстан активно развивает перевозки по направлениям Восток – Запад и Север – Юг. Доля международных перевозок в общем объеме перевозок грузов по железной дороге Республики Казахстан составляет 45%. Основными партнерами являются Россия и Китай, рост пере возок с которыми в 2023 году увеличился на 5,7 и 22% соответственно. Динамично развиваются перевозки со странами Центральной Азии, рост которых составил 16%. Казахстан, Россия и Беларусь выстроили континентальный железнодорожный мост, соединяющий Восток и Запад, на котором работает единый оператор – ОТЛК. По данному маршруту за 10 лет проследовало более 4 млн ДФЭ. И, несмотря на геополитические изменения, данный маршрут продолжает удерживать положительную динамику и остается важным направлением развития транзитных перевозок. – Благодаря каким проектам в Казахстане сосредоточиваются грузы и какие еще инициативы находятся в процессе реализации для укреп ления позиции республики как транспортно-логистического хаба? – Одно из стратегических направлений развития транзитно-транспортного потенциала – Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), преимуществом которого является скорость доставки. Если срок доставки морским путем из Китая в Европу составляет 45-60 дней, то по ТМТМ это займет всего 27-28 дней. Клиентоориентированный сервис, оптимальные сроки доставки и благоприятные тарифные условия оказали положительное влияние на увеличение спроса у клиентов. Открытие казахстанско-китайского терминала в г. Сиань, который был построен в рамках созданного в 2023 году совместного предприятия ООО "Китайско-казахстанская торговологистическая компания" с участием Xi'an Free Trade Port Construction and Operation Co., Ltd. и АО "НК "КТЖ" (в лице АО "Кедентранссервис"), дало новый толчок развитию ТМТМ.
За 7 месяцев 2024 года контейнерный транзит по ТМТМ из Китая увеличился в 14 раз. Планируется дальнейшее увеличение контейнерных поездов с данного терминала. Для наращивания грузовой базы и проведения согласованной политики развития мультимодального сервиса на ТМТМ железными дорогами Казахстана, Азербайджана и Грузии создан единый оператор маршрута – СП Middle Corridor Multimodal Ltd. В 2023 году объем перевозок по ТМТМ составил 2,8 млн т. В среднесрочной перспективе мы планируем довести объемы грузоперевозок по этому маршруту до 10 млн т. И в этих целях проводится работа по расширению внешней терминальной сети. В рамках удлинения маршрута ТМТМ с выходом в Европу рассматриваем Венгрию, Болгарию, Румынию как новые ворота ТМТМ. Для развития каспийского направления начаты мероприятия по созданию контейнерного хаба в порту Актау. С портом ООО "ГК Порт Ляньюньган" подписано соглашение о привлечении инвестиций в данный проект. Реализация строительства контейнерного хаба в порту Актау позволит увеличить перевалку контейнеров на первом этапе до 300 тыс. ДФЭ в год. Для улучшения сервиса на ТМТМ компания PSA разработала и внедряет цифровой коридор, который принят сквозным для всех железнодорожных администраций данного маршрута. Восточное направление международного транспортного коридора Север – Юг также является перспективным маршрутом для транспортировки грузов на рынки Ирана, Индии и стран Персидского залива. Этому направлению отводится важная роль в мировой логистической системе, оно динамично развивается и показывает рост. Для дальнейшего увеличения грузопотоков по этому направлению ведется расширение пропускной способности, улучшается сервис и нарабатывается грузовая база, а также проводится работа с железнодорожными администрациями России и Туркменистана по созданию совместного предприятия. Совместно с РЖД и Туркменскими железными дорогами для выявления узких мест и технологических барьеров проведен технический аудит стыковых пунктов и прилегающей железнодорожной инфраструктуры Казахстана, России и Туркменистана, а также выработаны мероприятия по повышению эффективности межгосударственных стыковых пунктов, реализация которых позволит увеличить пропускную способность коридора Север – Юг до 20 млн т в год. С учетом емкого потребительского рынка Южной Азии перспективным для увеличения грузопотока является трансафганское направление. Казахстан уже приступил к практической реализации проекта по организации мультимодальных перевозок экспортных грузов по этому маршруту. В качестве пилота контейнеры с алюмосиликатной полой микросферой были отправлены из Казахстана по маршруту Павлодар – порт Джебель-Али транзитом через территории Узбекистана, Афганистана, Пакистана и далее морем до ОАЭ. Всего в настоящее время провезено более 20 контейнеров при среднем транзитном времени доставки в 34 дня. Успешный опыт проекта послужит стимулом к развитию этого направления и привлечению на него значительного грузопотока. – Какие существуют ограничения и вызовы, сдерживающие потенциал Казахстана, и что предпринимается для их минимизации? – С учетом растущих объемов перевозок и сформировавшихся мировых тенденций в логистике проводится работа по устранению узких мест на инфраструктуре. Для системного решения вопросов инфраструктуры АО "НК "КТЖ" утверждена Программа повышения пропускной способности существующей железнодорожной инфраструктуры до 2030 года, в которой определены объемы ремонта, текущего содержания, модернизации инфраструктуры и строительства новых путей. В целях расширения пропускной способности основных транзитных маршрутов запущено строительство четырех инфраструктурных проектов. На китайском направлении реализуются проекты по строительству железнодорожной линии Достык – Мойынты, обводной Алматы и третьего железнодорожного перехода Бахты – Аягоз. Реализация проекта по строительству вторых путей железнодорожного участка Достык – Мойынты позволит увеличить пропускную способность участка в 5 раз, завершение строительства новой ветки в обход Алматы даст возможность сократить время доставки грузов на сутки. Для привлечения дополнительных объемов в направлении стран Центральной Азии в ноябре 2023 года состоялся запуск строительства железно дорожной линии Дарбаза – Мактаарал. Данные инфраструктурные проекты вошли в Национальный инфраструктурный план до 2029 года, утвержденный правительством Республики Казахстан. КТЖ продолжает работу по расширению терминальной сети за рубежом. В апреле 2024 года дан старт строительству нового терминала на ст. Селятино. Подписан учредительный договор о создании трехстроннего транспортно-логистического центра CRK Terminal Казахстана (АО "Казакстан темір жолы"), России (АО "Славтранс-Сервис") и Китая (Xi'an Free Trade Port Construction and Operation). Ключевой логистический узел будет развивать прямое транспортное сообщение между казахстанско-китайским терминалом в Сиане, Россией и другими странами. Модернизация железнодорожной инфраструктуры, развитие морских портов и формирование комплекса услуг будут способствовать укреплению позиций Казахстана на международном транспортном рынке как транспортного хаба, что позволит значительно увеличить транзитные грузопотоки.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 09.09.2024 |