20-10-14 / 2014
Новости отрасли
Казахстан выходит на новый уровень

Казахстанская железная дорога готовится к IPO

В условиях жесткой конкуренции и нестабильности экономических процессов на мировых рынках каждая компания выбирает для себя собственный способ продвижения. Так, АО "НК "Казакстан темір жолы" к 2016 году планирует выйти на IPO. Поможет ли это привлечь дополнительное финансирование и удастся ли за счет развития холдинга переманить часть транзитного грузопотока, идущего сегодня через Транссиб?

Напомним, что о выходе на IPO к 2016 году АО "НК "Казакстан темір жолы" рассказал президент компании Аскар Мамин в ходе форума "Трансформация "Самрук-Казына", проходившего в начале октября в Астане. По его словам, компания намерена полностью пересмотреть основные бизнес-процессы, касающиеся грузовых и пассажирских перевозок, а также инфраструктуры.

"Партнерство с такими известными компаниями, как Alstom, General Electric и др., дает нам очень много. В первую очередь опыт в части повышения эффективности компании, в том числе за счет роста уровня корпоративного управления и реинжиниринга", - добавил он.

Отметим, что активами АО "НК "Казакстан темір жолы" управляет фонд национального благосостояния Казахстана "Самрук-Казына". Эти мероприятия позволят уже к 2017 году сократить операционные расходы компаний фонда на 20%, а для железной дороги, по словам А. Мамина, в рамках реализации Программы трансформации до 2020 года снизить издержки на $2,7 млрд.

По мнению эксперта в области глобальной экономики Нуриэля Рубини, с учетом смещения центра мировой экономической гравитации в Азию возможности Казахстана в качестве не только регионального, но и глобального драйвера экономического роста очевидно возрастают.

"В этом контексте усилия руководства страны по созданию современной и привлекательной модели развития можно только приветствовать. И в этой модели модернизированный и конкурентоспособный суверенный фонд, эффективно управляющий государственными активами, является важнейшим элементом", - отметил он в ходе форума "Трансформация "Самрук-Казына".

Региональный директор Stena Line по России, странам СНГ и Прибалтике Айвар Тауриньш считает, что привлечение акционерного капитала - альтернативный способ усиления инвестиционного ресурса предприятия, который дает долговременный эффект, в противоположность банковскому финансированию. К тому же, по его словам, это делает компанию более открытой и прозрачной для общества.

"В котируемом на бирже акционерном обществе все финансовые потоки можно отследить, что снижает риск коррупции и нецелевого использования средств. В то же время государство как главный акционер сохраняет за собой стратегические рычаги управления, самостоятельность в выборе транспортной и инвестиционной политики. Если вспомнить историю, то российские железные дороги имеют давний опыт акционерного управления - большинство важнейших железных дорог были созданы как акционерные общества и принесли пайщикам немалый доход. Малые акционеры АО "НК "Казакстан темір жолы" также могут руководствоваться аналогичными мотивами: даже если их доход в виде дивидендов будет небольшим, разместить свободные ресурсы в акциях крупнейшего евразийского перевозчика - это надежный и современный способ управления активами", - поясняет А. Тауриньш.

В то же время, по словам заместителя руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александра Поликарпова, выход на IPO требует существенного раскрытия внутренней документации компании.

"После завершения процедуры публичного размещения АО "НК "Казакстан темір жолы" станет самым открытым и прозрачным железнодорожным холдингом на пространстве 1520. Это полностью соответствует существующему тренду по повышению прозрачности деятельности государственных компаний в Казахстане", - подчеркнул аналитик.

Как публично заявляют казахстанские политики, введение подобных изменений в ключевой компании страны обусловлено необходимостью совершить экономический прорыв. "Казахстан должен войти в число тридцати самых развитых государств мира к 2050 году, - заявил президент республики Нурсултан Назарбаев в ходе форума.

По мнению А. Поликарпова, с учетом активного строительства железнодорожной инфраструктуры и модернизации железнодорожного комплекса дополнительные инвестиции будут востребованы КТЖ. После оптимизации внутренней технологии железнодорожного холдинга расходы снизятся. "Чем эффективнее работает компания, тем удачнее она выйдет на IPO и получит больший финансовый эффект", - отмечает он. Однако аналитик добавляет, что подобных экономических эффектов можно было добиться и без публичного размещения капитала.

По словам президента Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергея Максимова, именно выход на IPO позволит дать наиболее объективную оценку стоимости компании, а также поможет привлечь новых инвесторов и дополнительные капиталы. "После проведения данной процедуры у компании расширится возможность привлечения кредитов под залог акций", - дополняет он.

А. Тауриньш полагает, что сегодня Казахстан претендует на ведущую роль в обслуживании грузов в направлении Ирана и стран Персидского залива. В то время как конкуренцию Транссибирской магистрали Казахстанские железные дороги не составят.

"Они ориентированы на разные рынки, которые в масштабах Китая разделяют тысячи километров. Транссиб ориентирован на Дальний Восток, Японию, Корею, восточные регионы Китая. Казахстанский маршрут обслуживает растущий индустриальный потенциал Северо-Западного Китая, откуда доставка по суше до китайских портов занимает несколько дней", - подчеркивает он.

Однако, по словам С. Максимова, потеря части грузопотока по РЖД возможна, ведь запланированное снижение издержек позволит повысить конкурентоспособность компании, в том числе понизив себестоимость перевозок.

"Я думаю, что если АО "НК "Казакстан темір жолы" будут реализованы меры по развитию сети и снижению издержек, то это, безусловно, приведет к перераспределению грузопотока, следующего транзитом через Транссиб как в европейские регионы России, так и в Восточную и Западную Европу. В этой связи, на мой взгляд, необходимо проведение мер по повышению конкурентоспособности Транссиба, снижению совокупных транспортных издержек, реализация задач по модернизации Транссиба и БАМа", - полагает эксперт.

А. Поликарпов также считает, что одной из целей развития железнодорожной сети Казахстана является привлечение транзитных грузов, в частности, за счет переключения грузов с Транссиба. В рамках этих целей происходит активное взаимодействие между АО "НК "КТЖ" и Китаем, в том числе строятся новые железнодорожные линии.

"При существенном улучшении сервиса и взвешенной тарифной политике грузов из Китая будет достаточно для загрузки и Транссиба и Казахстанских железных дорог. От такой конкуренции прежде всего выиграют китайские грузоотправители. Оба национальных перевозчика будут бороться за китайский рынок, снижая свои издержки и повышая качество услуг", - заключает А. Поликарпов.

Пока же, по мнению участников транспортного рынка, капитализация АО "НК "Казакстан темір жолы" пойдет на пользу самой компании, но никак не скажется в ближайшее время на транзитных грузопотоках, идущих по территории России.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру20.10.2014