19-08-15 / 2015
Новости отрасли
Казахстан наращивает транзит

За 7 месяцев 2015 года перевозки транзитных грузов контейнерными поездами выросли в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, сообщает "Казахстан темир жолы" (КТЖ). По данным пресс-службы компании, с января по июль 2015 года в сообщении Китай-Европа-Китай через территории Казахстана проследовало 234 поезда против 80 в 2014 году.

Напомним, что первый регулярный поезд из Китая в Европу и в обратном направлении через республику начал ходить в 2011 году. С тех пор объем перевозок транзитных грузов увеличился в 17 раз.

Отметим, что КТЖ ведет активную работу по реализации транзитно-транспортного потенциала страны по трем основным векторам: Восток - Запад (Китай - Европа - Китай); ТРАСЕКА (Китай - Турция, страны Кавказа); Север - Юг (Китай, Россия - Индия, страны Персидского залива).

По оценкам участников рынка, сегодня большая часть грузопотока из стран АТР в Европу, равно как и в обратном направлении, идет по морю. Несмотря на все попытки Казахстана перетянуть на себя часть транзитного грузопотока, сухопутные маршруты пока уступают морским. Однако генеральный директор АО "Шенкер" Айвар Тауриньш утверждает, что сейчас также идет дифференциация маршрутов, а наиболее активно развиваются железнодорожный транзитный коридор и авиаперевозки. Так, серьезную альтернативу движению грузов через Россию представляет коридор TРACEКA и мощнейший геополитический блок CAREC. Как отмечает доцент факультета логистики кафедры управления логистической инфраструктурой НИУ ВШЭ Леонид Шляпников, в рамках развития этого направления планируется реализация более 150 проектов общей стоимостью около $25 млрд. При этом свыше 100 из них - это проекты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры. "Казахстан в этой программе принимает самое активное участие, прокладывая новый коридор через территорию кавказских республик и Турцию, которая на сегодняшний день уже играет роль распределительного центра для Средней Азии, CIS, России и Ближнего Востока", - поясняет он. Причины активного стремления развивать транзит через Казахстан, по словам Л. Шляпникова, скорее, геополитические. "Контроль за грузопотоками - это контроль над экономикой. За развитием транспорта и инфраструктуры традиционно происходит развитие других отраслей промышленности и прочих сегментов национальной экономики", - убежден Л. Шляпников.

Эффективные транспортно-логистические сети не только форсируют индустриализацию республики, но и способствуют дальнейшей интеграции Казахстана в мировую экономику. Для ускорения этих процессов в стране была разработана и сейчас реализуется Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы РК до 2020 года. И стратегически выгодное географическое положение Казахстана этому только способствует. По территории РК проходят пять международных транспортных маршрутов: Северный и Южный коридоры Трансазиатской железно-дорожной магистрали, Центральный, Север - Юг и TРАСЕКА. Общий грузопоток в прошлом году составил 18 млн т. Ожидается, что по итогам текущего года по территории Казахстана проследует более 500 контейнерных поездов, которые перевезут в 40 раз больше грузов в сравнении с 2011 годом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру19.08.2015