19-05-22 / 2022
Новости отрасли
Казахстан намерен укреплять свою роль транзитера между Азией и Европой

Через республику сейчас проходят 11 различных маршрутов. В первую очередь это направления между Европой и Западным Китаем, а также сообщения, связанные с МТК "Север – Юг". Между западом и востоком В последнее время представители Казахстана активизировали контакты с иранской стороной по совместным транспортным проектам. Как сообщил на вебинаре "Перспективы ведения бизнеса в Средней Азии" гендиректор АО "Центр развития торговой политики "QazTrade" Азамат Аскарулы, речь, в частности, идет о взятии в аренду или о строительстве в будущем терминалов на юге Ирана. Рассматриваются, прежде всего, порты Бендер-Аббас и Чехбехар. Кроме того, у стран налажены маршруты через Каспийское море – с иранскими портами Амирабад и Энзели. Через них так же целесообразно усиливать транспортные связи. Кроме того, Казахстан заинтересован в развитии турецкого направления. Страна планирует развивать перевозки через Северный Иран в Турцию и далее на южные страны Европы. А турецкий порт Мерсин, где действуют крупные элеваторы, может служить для увеличения экспорта зерна и муки в государства Средиземноморья. Для обеспечения роста транзита в направлении европейских стран дополнительное значение приобретает грузинский порт Батуми, где казахский бизнес имеет контейнерные мощности и нефтеналивной терминал (находится в собственности "КазТрансОйл"). Стоит сказать, соседний порт Поти, в котором работают Maersk и APM Terminals, в новых геополитических реалиях расширяет сеть маршрутов по доставке контейнеров. В течение года там планируется увеличить мощности перевалки с 700 тыс. TEU до 1,2 млн TEU ежегодно. Не остаются без внимания и восточные соседи Казахстана. Грандиозный замысел связан с организацией сквозного железнодорожного сообщения с Узбекистаном, Афганистаном, Пакистаном и Индией. "Есть уже желание Всемирного банка финансировать ТЭО этого проекта. Думаю, если стабильная обстановка в Афганистане сохранится, у нас будет положен отдельный железнодорожный маршрут", - сказал глава QazTrade. При этом Китай по-прежнему остается стратегическим партнером Казахстана (как уточнил А. Аскарулы, примерно 70-75% сухопутного транзита между КНР и Европой проходило через республику; всего в 2021 году через Казахстан проследовало 1,2 млн TEU). При участии "Казахстан темир жолы" в китайском порту Ляньюньган построен контейнерный терминал, откуда доставить груз до Алматы возможно за 7-8 дней. В свою очередь у этого порта есть фидерные линии с Южной Кореей, и в будущем может появиться сервис с Японией. Догнать и перегнать Безусловно, чтобы в полной мере реализовать транзитный потенциал, Казахстану необходимо модернизировать свою инфраструктуру. В настоящее время перспективным проектом является строительство вторых путей и электрификация железнодорожного участка Достык - Мойынты протяженностью 833 км. Это необходимо для увеличения внешнеторгового трафика с Китаем. В планах – создание железной дороги Дарбаза – Мактарал протяженностью 115 км, которая позволит обеспечить выход на Узбекистан, разгрузив пункт пропуска Сарыагаш, исчерпавший пропускную способность. За счет проекта увеличится прием/передача на узбекскую сторону с 26 до 50 поездов в сутки. Еще одна планируемая стройка связана с организацией 73-километрового обхода вокруг железнодорожного узла Алматы. Это позволит переключить транзитный грузопоток на более короткий маршрут. Время доставки грузов может сократиться на сутки. Между тем стране необходимо решать задачи и с автомобильными перевозками. По данным замдиректора Координационного совета по логистике Василия Демина, если в России насчитывается 3,7 млн единиц грузового транспорта, то в Казахстане – 446,5 тыс. Хотя территория РФ более протяженная и больше проживает людей, по количеству транспортных средств на душу населения республика пока не дотягивает до России. О том, что Казахстану не хватает транспортных компаний и логистических операторов, говорит директор по логистике Sulpak Алексей Коломиец. Это относится и к внутренним перевозкам. По словам менеджера, в отличие от России в Казахстане практически не предоставляются такие сервисы, как LTL, кросс-док, качественная последняя миля с мониторингом статуса доставки и т.д. Отсюда достаточно перспективным видится сотрудничество с российскими транспортно-логистическими компаниями.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер19.05.2022