09-04-25 / 2025
Новости отрасли
Казахстан активизирует транзитный потенциал: новый железнодорожный маршрут КНР–Польша и вызовы CKU

3 марта 2025 года Казахстан сделал важный шаг в сторону усиления своей транспортной и логистической роли на евразийской арене. Был запущен новый международный контейнерный железнодорожный маршрут, который связывает Китайскую Народную Республику с Польшей, проходя через территорию сразу нескольких стран: Казахстана, Туркменистана, Ирана и Турции. Завершается маршрут в Европе – на территории Польши. Проект был реализован при содействии KTZ Express, дочерней компании национального железнодорожного оператора Казахстана, и China Railway Container Transport, входящей в структуру китайской государственной железнодорожной корпорации. Об этом пишет Eurasia Daily Monitor.

CKU – альтернативный путь или ограниченный конкурент?

Запуск нового сервиса произошел на фоне продолжающихся усилий Казахстана по укреплению своего статуса как основного транзитного моста между Азией и Европой. Эти усилия особенно актуальны после запуска в декабре 2024 года проекта железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан (CKU) стоимостью 8 миллиардов долларов.

Железнодорожный проект CKU, инициированный еще в 1990-х годах, реализуется в рамках китайской мегапрограммы "Один пояс, один путь". Трасса стартует в китайском Кашгаре (Синьцзян), затем пересекает кыргызскую границу через Торугартский перевал, проходит через Джалал-Абад и заканчивается в узбекском Андижане. Несмотря на свою стратегическую важность, проект отличается значительной инженерной и финансовой сложностью.

Порядка 80% маршрута пролегает через горные регионы, что требует строительства 120 километров туннелей и 26 километров мостов. Эти особенности увеличивают общую стоимость проекта до $10-12 млрд, а однопутная конфигурация ограничивает количество составов, которые могут одновременно использовать этот путь. Кроме того, как и на многих евразийских маршрутах, возникает необходимость смены колеи – с китайской на евразийскую (1520 мм), что неизбежно влечет за собой дополнительные логистические расходы и задержки.

Таким образом, хотя CKU и открывает новые направления, его эксплуатационная эффективность ограничена по сравнению с казахстанскими равнинными маршрутами.

Ответ Казахстана: активное развитие транспортной инфраструктуры

Столкнувшись с новыми вызовами, Казахстан не замедлил с ответными мерами. Власти республики запустили масштабную программу модернизации и расширения национальной транспортной инфраструктуры.

Среди приоритетных направлений:

• Достык-Моинты – ключевой маршрут длиной 836 км, соединяющий восточную границу с КНР с центральной частью страны. Проводится его реконструкция для многократного увеличения пропускной способности.

• Бахты-Аякоз – строящаяся линия протяженностью 270 км, также направленная на усиление товарооборота с Китаем.

• Жетыген-Казбек-Би (104 км) и Дарбаза-Мактаарал – маршруты, призванные повысить внутреннюю связанность и обеспечить большую гибкость логистической системы.

Согласно заявлению Министерства транспорта, только в 2025 году в Казахстане планируется реконструировать до 11 000 км железных дорог и проложить свыше 5 000 км новых линий. Эти меры направлены не только на увеличение экспортно-транзитного потенциала, но и на привлечение иностранных инвестиций и повышение логистической конкурентоспособности страны.

Одним из ключевых компонентов новой логистической стратегии Казахстана является активное продвижение Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМТ), также известного как Средний коридор. Он соединяет Китай с Европой, проходя через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию. Общая протяженность маршрута – 4250 км, что на 2000 км короче, чем путь через территорию России.

Учитывая геополитическую обстановку и санкционные ограничения, Средний коридор становится все более привлекательным для грузоотправителей. Это направление обеспечивает гибкость, независимость от санкционного давления и способствует созданию более устойчивых логистических цепочек.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на пленарном заседании Совета иностранных инвесторов в октябре 2024 года подчеркнул приоритетность этого маршрута. По его словам, за год было построено и реконструировано около 12 000 км автодорог, а в ближайшие годы аналогичные усилия будут сосредоточены на железнодорожной инфраструктуре.

Казахстан не ограничивается только строительством новых путей. Большое внимание уделяется и техническому обновлению действующего парка. В 2025 году Министерство транспорта планирует приобрести 225 новых вагонов, а также завершить масштабную модернизацию линии Достык-Моинты, увеличив ее грузопоток в пять раз.

Предполагается, что с реализацией всех намеченных проектов Казахстан будет способен ежегодно перевозить до 10 миллионов тонн грузов по направлению Восток-Запад.

Таким образом, несмотря на очевидную конкуренцию между казахстанскими маршрутами и CKU, эксперты склоняются к мнению, что речь скорее идет о взаимодополняемости, чем об открытом соперничестве. Ограниченная пропускная способность CKU, высокая стоимость эксплуатации линии и сложный рельеф делают этот маршрут нишевым, а не массовым решением.


Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

09.04.2025