11-11-14 / 2014
Новости отрасли
Категория интеллекта

ОАО «РЖД» на законодательном уровне добивается создания условий для внедрения современной системы менеджмента безопасности движения СМБД и ее распространения на всех участников транспортного рынка. Об этом заявил президент компании Владимир Якунин, подводя основные итоги 15-й Международной научно-практической конференции по безопасности движения поездов.

Управление в области безопасности движения становится всеобъемлющим фактором развития транспортного рынка. Он нацелил на то, чтобы политика компании в области безопасности движения с учетом внедрения данной системы и управления остаточным риском должна быть понятна как внутреннему, так и внешнему миру. При этом ОАО «РЖД» пройден значительный путь в совершенствовании и построении СМБД. Как подчеркнул первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, генеральным направлением в этой области стала реализация функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД».

Он напомнил, что в основе стратегии лежат такие направления, как достижение целевых показателей безопасности движения каждым филиалом – участником перевозочного процесса, развитие системы риск-менеджмента, требования по сертификации процессов на основе эталонности, а также формирование высокого уровня культуры безопасности.

Характеризуя результаты текущего года, вице-президент ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин отметил, что построить работу удалось на основе расчета параметров снижения уровня аварийности, то есть через целевые показатели для каждой дирекции. «Мы определили соответствующий показатель безопасности движения, который является прежде всего управленческим и координационным инструментом и способствует выстраиванию взаимосвязанных целей и мероприятий, а главное – объединению ресурсов компании», – констатировал он.

По его словам, создание необходимых условий для безопасного и надежного функционирования железных дорог через комплексный показатель аварийности позволило подойти к нормированию уровня безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД», необходимому нормативно-методологическому сопровождению.

Он также отметил, что в текущем году в компании изменились подходы к освоению Программы безопасности, а также реализации мер в рамках СМБД. Прежде всего пересмотрена структура этой программы. Предусмотрено 70% имеющихся средств направить на приведение технической оснащенности хозяйств в соответствие с требованиями ПТЭ, а 30% – на улучшение технологий и поддержание производственной среды. Кроме того, поскольку в основе менеджмента безопасности лежит оценка рисков, то необходимо организовать проведение ежегодного анализа уровня рисков по всем их категориям, а также в рамках специальных проектов проводить их оценку.

Касаясь наиболее вероятных рисков, которые в этом году привели к транспортным происшествиям, Вадим Морозов в первую очередь обратил внимание на такую извечную проблему, как безопасность движения на переездах. Статистика пока далеко не благополучная: за 9 месяцев года на переездах произошло 205 столкновений поездов с автотранспортом, что почти на 7% больше, чем годом ранее. И все ДТП случились по вине водителей автотранспортных средств.

«Но сегодня мы должны говорить не только о количестве автотракторной техники, но и о проводимой регулярной и целенаправленной профилактической работе, в том числе во взаимодействии с органами государственной власти», – констатировал Вадим Морозов.

Представитель главного управления безопасности дорожного движения МВД РФ Александр Шалагин напомнил, что еще начиная с июля 2008 года МВД совместно с ОАО «РЖД» прорабатывается повсеместное внедрение комплекса автоматической видеофиксации нарушений дорожного движения, и уже нельзя не сказать о колоссальном эффекте от его внедрения. В качестве мер он предложил активнее оборудовать переезды устройствами заграждения, а также оснащать их средствами фото- и видеофиксации нарушений.

Однако текущий год был отмечен не только увеличением ДТП на переездах, но и ростом сходов и столкновений подвижного состава. В связи с этим в Минтранс России ОАО «РЖД» были направлены предложения по внесению изменений в ПТЭ, которые должны позволить не допускать потенциально опасный подвижной состав к эксплуатации.

В условиях, когда велики риски появления в эксплуатации потенциально опасной продукции, компания вынуждена идти на значительные затраты. Например, мотивировать работников к выявлению дефектов боковых рам тележек грузовых вагонов. Как результат – только в текущем году выявлено и подтверждено средствами неразрушающего контроля наличие необратимого дефекта в более чем 11,2 тыс. боковых рам и почти 1,5 тыс. надрессорных балок.

И как результат – трехкратное снижение случаев происшествий из-за некачественного вагонного литья.

Как сообщил заместитель гендиректора ОАО «ВНИИЖТ» Александр Косарев, для поиска решений проблемы изломов потребовалось привлечение специалистов самых разных направлений: от вагонников, путейцев и дефектоскопистов до металловедов, металлургов, сварщиков и др. Он доложил, что с 2006 по 2014 год институтом было исследовано более 80 случаев изломов, имевших место не только в России, но и в странах СНГ. Одно из направлений работы института в обеспечении гарантированной безопасности движения – развитие компетенций в области неразрушающего контроля. В этом году в ОАО «ВНИИЖТ» создан центр неразрушающего контроля и технической диагностики. Систематический отбор дефектных объектов из эксплуатации и у заводов-изготовителей проводится с целью создания полигона дефектов, который должен стать основой для отработки новых методик и аппаратных средств.

Немаловажно, что в деле повышения технической и технологической оснащенности сети, надежности средств автоматизации и контроля за безопасностью движения ОАО «РЖД» по-прежнему находит полное взаимопонимание и со своими давними зарубежными партнерами. Как рассказал начальник отдела «Железнодорожная автоматика для магистральных железных дорог» ООО «Сименс» Дитрих Шуккманн, одним из перспективных направлений работы компании в России является адаптация и локализация производства компонентов и устройств как классического напольного оборудования для обеспечения безопасности, так и принципиально новых устройств железнодорожной автоматики. В частности, внедрение системы автоблокировки с подвижными блок-участками вполне резонно на направлениях с высокой интенсивностью движения, поскольку стоимость их жизненного цикла значительно ниже, чем у классического оборудования. В связи с этим Вадим Морозов обратил внимание на то, что оснащение инфраструктуры такими устройствами несомненно приведет к значительному сокращению расходов, что важно, к примеру, при решении задач оптимизации затрат на Малом кольце Московской железной дороги.

Он также указал на необходимость более эффективной отдачи при проведении работ по внедрению Интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ). Ее внедрение особенно актуально на участках скоростного и высокоскоростного движения, таких как Москва – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург – Бусловская. Большим подспорьем она должна стать и при решении задач совершенствования управления тяговыми ресурсами, в том числе и локомотивными бригадами на Восточном полигоне.

В ходе работы конференции участники пришли к одному немаловажному выводу, что современные вызовы, которые стоят сегодня перед отраслью в деле обеспечения надежности перевозочного процесса и снижения аварийности, заставляют обратиться к пересмотру самой категории, каковой является безопасность движения.

По словам директора Научно-исследовательского института управления качеством на железнодорожном транспорте (НИИУК ПГУПС) Александра Красковского, нынешние достижения науки и техники позволяют подойти к безопасности как к интеллектуальной категории. Он также обратил внимание на то, что, по сути, революционным шагом становится переход к стандартизации системы обеспечения безопасности движения в целом, а не отдельных ее элементов.

Подводя первые итоги, Шевкет Шайдуллин высказался за необходимость внедрения стандартов безопасности, их нормативно-технического и технологического сопровождения. Иными словами, нужны такие законодательные требования к СМБД, которые были бы приближены к добровольному стандарту системы менеджмента качества ISO.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.11.2014