01-08-17 / 2017
Новости отрасли
Картина мира | Китай и грядущий век Евразии

Товарный состав, отправившийся в начале января из города Иу китайской провинции Чжэцзян, шел 18 дней, пересек семь стран и прибыл на восточную окраину Лондона: более 12 000 км от начальной станции до конечной.

 Можно спорить о том, насколько эффективным будет создаваемый Китаем новый Шелковый путь. В данном случае это и не так важно. Важны геополитические планы КНР.

 Проехать на поезде из конца в конец Eвразии трудно. Контейнеры приходилось перегружать для движения по странам с разными стандартами полотна, а под конец и для переброски через тоннель под Ла-Маншем.

Оператор настаивает, что преимущества его пути очевидны - дешевле, чем воздухом, быстрее, чем морем. Но пока его цель - пускать состав хотя бы раз в месяц. Подобные маршруты уже некоторое время действуют между Китаем и Гамбургом, между Китаем и Мадридом, но Лондон - это знаковое достижение.

 Железная дорога, следующая по древнему Шелковому пути через Среднюю Азию, Россию, Белоруссию и Польшу, вряд ли серьезно изменит структуру мировой торговли. Важен психологический эффект: эти новые маршруты сокращают расстояние между Азией и Eвропой, в чем, собственно, и состоит большой проект председателя КНР Си Цзиньпина. Он стремится сблизить богатые нации Eвропы с Китаем.

 Многие считают, что XX век был атлантическим. В той же логике век XXI будет веком Тихого океана. В минувшем веке богатство и власть оседали в прибрежных государствах северной Атлантики - в Западной Eвропе и США. Но в последнее время власть смещается к востоку и югу. Выражение "тихоокеанский век", кажется, неплохо отражает восхождение Китая как мировой державы.

 На самом деле - только частично. Да, трудно отрицать, что Народно-освободительная армия строит базы на искусственных островах в Южно-Китайском море, и не исключено, что Китай и США могут столкнуться в этом регионе.

 Но истинные амбиции КНР связаны скорее с Западом, чем с Востоком.

 Большая игра председателя Си закодирована во фразе "Один пояс и один путь" - в реконструкции сухопутных и морских путей, определивших предшествующую эпоху глобализации. Глядя в будущее, Китай представляет себе земли Eвразии осью глобальной силы. Давайте угадаем, какое государство в КНР считают центром этой оси.

 Збигнев Бжезинский, вплоть до своей смерти в 2017 г. остававшийся одним из самых проницательных стратегов Вашингтона, давно осознал значимость "осевого суперконтинента", Eвразии. "Держава, которая будет доминировать в Eвразии, - писал он еще в 1997 г., - будет оказывать решающее влияние на два из трех самых производительных регионов мира - Западную Eвропу и Восточную Азию... Происходящее в Eвразии будет иметь важнейшее значение для глобального лидерства и исторического наследия США".

 Нетрудно понять беспокойство Бжезинского. Историческое разделение Eвразийского материка на две части света - Eвропу и Азию - связано больше с культурой и традицией, чем с какими-либо физическими границами. На Eвразию приходится более одной трети всей земной поверхности и около 70% населения планеты. Именно здесь находятся основные источники энергии и другие природные ресурсы.

 В проекте "Один пояс и один путь" наблюдатели различают множество разных целей - некоторые из них экономические, некоторые стратегические.

Например, китайская железная дорога, пересекающая Мьянму, позволяет обойти стратегическое узкое место - Малаккский пролив. Новый порт в Пакистане обеспечивает доступ к Индийскому океану и Персидскому заливу. Гигантские инфраструктурные проекты в Центральной Азии и Африке призваны санировать часть промышленных мощностей Китая и обеспечить Пекину доступ к минеральному сырью этих регионов. Китаю нужны новые инвестиционные каналы, чтобы расширить свое присутствие в Eвропе.

 Некоторые из предпринимаемых Китаем проектов успешны, некоторые нет.

Недавний материал Джеймса Кинджа в Financial Times показал, что попытки наладить экспорт технологии высокоскоростного железнодорожного сообщения пока не принесли Китаю значимых результатов. И не все контакты удастся КНР обернуть себе на пользу. Когда-нибудь Москве надоест быть младшим партнером в российско-китайских отношениях. Не так просто будет и отодвинуть Индию, ревниво наблюдающую за прокладкой новых дорог через Eвразию.

 Однако то целое, что Китай планирует построить, будет больше, чем сумма его частей. "Один пояс и один путь" - маршрут к доминированию в Eвразии. И в этом смысле боги пока благосклонно взирают на председателя Си. Воинственный изоляционизм, который Белый дом Дональда Трампа считает своей внешней политикой, оставляет Пекину огромный простор для маневра.

 Беспокойство Бжезинского заключалось в том, что, не имея стратегии по защите собственных интересов в Eвразии, США уступят этот материк другим и в итоге останутся великой державой одного полушария - своего собственного.

Расчеты такого рода не интересуют сегодняшнюю администрацию, так что Пекину несказанно повезло. Стоит задуматься над фразой "евразийский век" - она может оказаться более точным описанием будущего, чем "тихоокеанский".-

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости01.08.2017