28-07-14 / 2014
Новости отрасли
Карельскому щебню не повезло

Вступление в силу приказа Минтранса от 22.01.2014 г. № 9 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта РФ от 21.12.2009 г. № 245", как и ожидалось, негативно сказалось на ряде предприятий горнопромышленного комплекса Карелии. Провозная плата для поставщиков щебня в Центральный федеральный округ увеличилась, а объемы поставок сократились. Между тем горнопромышленный комплекс является ведущей отраслью промышленности республики и изменения в нем сказываются на экономике региона.

Напомним, что первоначально приказ вводился для ряда направлений Восточно-Сибирской и Октябрьской железных дорог, но в новой редакции в перечень были добавлены станции в пределах Малого кольца МЖД, а при расчетах тарифов на перевозки в пределах станций ОЖД за основу взяты расстояния по широтным ходам Ржев - Шаховская и Сонково - Мга, исключая главный ход дороги, по которому в настоящее время осуществляется высокоскоростное движение. Расчет расстояния по новым тарифам стал применяться только с 1 июня.

В правительстве Карелии сообщили, что руководители горнодобывающих предприятий республики признают: с введением в действие приказа Минтранса ситуация в отрасли сложилась серьезная. По их словам, изменение тарифов ведет к потере объемов производства щебня на предприятиях и снижению его поставок, росту транспортных затрат и, соответственно, увеличению конечной стоимости продукции для потребителя. В результате карельский щебень может стать неконкурентоспособным. Участники специального совещания у главы республики Александра Худилайнена решили повторно обратиться в Минтранс и ОАО "РЖД" с просьбой пересмотреть тарификацию на перевозку щебня в ЦФО.

В Минтрансе подтвердили, что обращения были и "вопрос прорабатывается". Пока министерство думает, в Карелии подсчитывают убытки.

"На сегодняшний день на ряде производств отгрузка щебня снижена - например, в ООО "Прионежская горная компания", ООО "Муезерский гранит" и ЗАО "Карьер "Коккомяки", - комментирует начальник отдела развития горнопромышленного комплекса министерства по природопользованию и экологии Республики Карелии Марина Ященко. - На некоторых предприятиях производство остановлено, в частности, на ЗАО "Трансстройматериалы-Кааламо" (Петрозаводск)".

По словам М. Ященко, в целом объемы отгрузки щебня из Республики Карелии, которые осуществляются тремя видами транспорта, по итогам первого полугодия 2014 года сохранились практически на уровне аналогичного периода прошлого года (96%), но по сравнению с майской отгрузкой в июне темпы снижены уже на 32%. При этом несколько предприятий, добывающих данную продукцию, переходят с железнодорожного транспорта на водный, во всяком случае, пока длится период речной навигации. " В частности, полностью на использование водного сообщения переключились ООО "Лобское-5" и ООО "Гранитная гора", - отмечает она.

Коммерческий директор ООО "Прионежская горная компания" Ирина Ломакина и вовсе считает, что карьеры Карелии оказались отрезанными от Московского региона. "Сразу появились конкуренты, например, теперь щебень в Вышний Волочек доставляется (автотранспортом) из карьеров Ленинградской области, в Московскую область - из карьеров Украины (по железной дороге)", - поясняет она. По словам И. Ломакиной, небольшая доля щебня, добываемого Прионежской горной компанией, тем не менее продолжает доставляться в Московский регион, но цены на продукцию упали на 10-15%, несмотря на то, что в настоящий момент сезон поставок в разгаре. "Значительную часть добываемого щебня приходится просто складировать, - сетует И. Ломакина. - Хотя карьерный бизнес предусматривает в первую очередь непрерывность рабочего цикла. Дело может закончиться остановкой производства".

Снизились объемы выпуска продукции и в ООО "Карелприродресурс". "До 1 июня мы отправляли от станций Леппясюрья и Кааламо до станции назначения Ховрино в среднем пять груженных щебнем составов ежемесячно, в настоящее время отправляем два-три", - рассказывает коммерческий директор компании Сергей Краснощек. По его словам, карьер "Райконкоски" (производительностью до 1,5 млн т щебня в год) перешел на дневной режим работы вместо круглосуточного. "Наше предприятие не сможет перейти на водный транспорт, так как практически все наши карьеры удалены от водных путей", - отметил С. Краснощек.

Эксперты пошли чуть дальше и принялись высчитывать потери доходности щебеночников. Директор по маркетингу ООО "СМПро" Евгений Высоцкий считает, что начиная с 1 июня рентабельность предприятий щебеночной отрасли Карелии снизилась в 3-5 раз. "Стоит отметить, что и до вступления в силу данного нормативного акта уровень рентабельности щебеночных предприятий Карелии был невысок - в среднем на каждом кубометре щебня производители зарабатывали около 50 руб.",- прокомментировал он.

На изменение уровня рентабельности производителей повлияло вынужденное снижение цен - приблизительно на 10%, что составляет около 40 руб. (уровень увеличения железнодорожного тарифа на доставку щебня из Карелии в регионы Центрального федерального округа). "Согласно нашим исследованиям, провозная плата на доставку щебня выросла на 16% - с 237 руб. за тонну в мае 2014 года до 276 руб. в июне 2014-го", - добавил эксперт.

Независимый эксперт, д. э. н. Леонид Мазо покопался в источниках и нашел, что коэффициент, отражающий разрыв между эксплуатационными и тарифными тонно-километрами, при проектировании железнодорожных тарифов уже учитывался.

"Иначе говоря, в существующих тарифных ставках заложен запас на все отклонения от кратчайших тарифных расстояний, включая и связанные с проведением плановых работ по ремонту и реконструкции инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, - пояснил эксперт. - Необходимо отметить, что учтенное в грузовых тарифах увеличение пробегов составляет примерно 4%, а это в современных доходах РЖД - порядка 50 млрд руб.".

По мнению Л. Мазо, упор на расстояния при определении тарифов стали делать именно сейчас, хотя ранее изменения при ремонтах инфраструктуры входили в них. "Эту заинтересованность легко понять в условиях замораживания тарифов, когда за I квартал объявлены убытки РЖД 16 млрд руб.", - полагает эксперт. По его словам, нововведение создало противоречия: одни клиенты оплачивают перевозки по кратчайшим расстояниям, а другие, оказавшиеся в зоне ремонтов или реконструкции путей, должны переплачивать за удлинение маршрута.

Первые итоги "щебеночной эпопеи" подвели и на Октябрьской железной дороге. В службе корпоративных коммуникаций дороги сообщили, что с 1 июня тарифная нагрузка по отдельным направлениям выросла до 40%. "Эти изменения привели в соответствие фактически выполняемую на дороге с 2010 года работу по транспортировке щебня по длинному маршруту через Северную железную дорогу с получаемым нами тарифом. Безусловно, это крайне болезненное решение для бизнеса", - комментируют ситуацию представители филиала ОАО "РЖД".

Тем не менее в ОЖД считают, что в целом говорить о некой катастрофе не приходится. "После введения изменений с 1 июня погрузка в целом по Карелии выросла к июню прошлого года на 8%, в том числе на 4% в московском направлении, - поясняют в службе корпоративных коммуникаций. - Безусловно, отмечается снижение объемов погрузки щебня, которая в июне в Республике Карелии снизилась к уровню мая на 6%, в том числе на 5% в московском направлении".

ОЖД видит выход из ситуации в повышении эффективности всего процесса поставки данной номенклатуры. На дороге начали применять комплексные договоры, позволяющие организовывать всю логистику доставки щебня, включая предоставление подвижного состава, перевалку и отправку груза к конечному потребителю. "На Октябрьской магистрали готовы выполнять эту работу, - подчеркнули в службе корпоративных коммуникаций. - В этом видится возможность обеспечения конкурентоспособности продукции своих клиентов и решение социально-экономических проблем региона".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру28.07.2014