27-05-19 / 2019
Новости отрасли
«Капля» долго не размораживается

В Финляндии возвращаются к проекту окружной железной дороги Хельсинки.

Транспортное агентство Финляндии (Vyl) и консалтинговая компания Ramboll Finland Oy провели исследование о целесообразности строительства 8-километровой окружной железной дороги в Хельсинки. Проект, получивший название "Капля" (Pisararata) из-за характерной конфигурации маршрута, был заморожен еще в 2016 году. Экспертная группа пришла к выводу, что реанимировать его рано.

В состав группы, проводившей исследование о целесообразности реализации проекта "Капля", привлекли Министерство транспорта и коммуникаций Финляндии, администрации городов Хельсинки и Вантаа, а также Транспортное управление региона Хельсинки.

Напомним, планирование проекта и отчет об оценке его воздействия на окружающую среду были завершены и представлены весной 2011 года, а в 2012 году проект "Капля", призванный увеличить пропускную способность финской железнодорожной сети, был официально утвержден. Уникальность проекта заключается в том, что часть пути для подвижного состава будет проложена под землей, благодаря чему упростится движение электричек и поездов дальнего следования, а транспортная нагрузка центра столицы будет распределена более равномерно.

Планируемая железная дорога получила название "Капля" в связи с маршрутом. Поезда будут начинать движение от станции Пасила (3,5 км к северу от центра Хельсинки), далее пройдут через подземный туннель под Тееле (городская зона Хельсинки, примыкающая к центру города с северо-запада), под центром Хельсинки и районом Хаканиеми, откуда отправятся обратно в Пасилу, образуя петлю, по своей форме напоминающую каплю воды. Под центром Хельсинки планировалось построить подземные железнодорожные пути.

Общая протяженность всей линии всего 8 км. Время следования поезда по нему около 10 минут. Но транспортное агентство придает ей важное значение для разгрузки столицы и изменения конфигурации перевозок по всей сети страны.

Проект включен в план развития транспортной системы Хельсинкского района, в рамках которого между Транспортным агентством Финляндии и муниципалитетами региона было заключено соглашение о землепользовании для поддержки крупных инфраструктурных объектов (MAL). Договор также подразумевает строительство новых жилищных комплексов за счет увеличения привлекательности региона и роста стоимости на землю после сдачи железнодорожной линии в эксплуатацию. Согласно проведенному ранее Транспортным агентством Финляндии исследованию, после принятия парламентом решения о начале строительстве понадобится около 10 лет работ до ввода железнодорожной линии в эксплуатацию.

"Администрация города Хельсинки, руководствуясь соглашением MAL, в первую очередь намерена реализовать проект "Капля". Строительство должно начаться как можно скорее. С помощью окружной железной дороги пропускная способность всей финской железнодорожной сети достигнет необходимого уровня. Сейчас мы находимся в ожидании, пока правительство примет решение о сроках начала строительства", – заявил в ходе заседания городской администрации директор отдела стратегического планирования города Хельсинки Рихард Маннинен.

С 2012 по 2016 год велось проектирование стоимостью 35 млн евро, 16,5 млн евро из которых инвестировал Европейский союз. В 2016 году ожидалось начало строительства железнодорожной линии, однако Государственный совет Финляндии не смог прийти к единогласному мнению относительно дальнейшего финансирования и принял решение отложить проект на неопределенный срок.

Экс-премьер-министр Финляндии Александер Стубб, ныне занимающий должность заместителя генерального директора Европейского инвестиционного банка, после "заморозки" проекта окружной железнодорожной линии заявил, что проект будет продвигаться в будущем и правительство уже подало заявление на субсидии от Евросоюза. Экс-министр финансов Финляндии Антти Ринне тогда же отметил, что сожалеет о приостановлении планов по строительству "Капли", так как новая ветка могла бы стать очень важной для столичного региона и всей Финляндии.

В ходе нового исследования, завершившегося в мае 2019 года, выяснилось, что при появлении высокоскоростного железнодорожного сообщения в других регионах Финляндии на центральном вокзале Хельсинки появится острая необходимость увеличения пропускной способности. Экспертная группа настаивает на том, что "Капля" решит данную проблему, увеличив пропускную способность для поездов дальнего следования в столице Финляндии и сможет поддерживать обслуживание пригородных направлений.

"Правительство Финляндии приняло решение не финансировать строительство сейчас. Данное решение не отменяет проект. Преимущества городской окружной дороги явно перевешивают издержки, проект принесет городу социально-экономическую выгоду", – рассказывала "Гудку" вице-мэр Хельсинки по вопросам окружающей среды Анне Синнемяки.

Согласно проведенному исследованию сосуществование "Капли" и сданной в эксплуатацию в 2015 году 18-километровой кольцевой железной дороги, соединяющей аэропорт Хельсинки-Вантаа с Хельсинкской пригородной железной дорогой, создаст проблемы для курсирования подвижного состава. Графики движения по обеим железным дорогам не согласованы, и поезда будут мешать работе друг друга. Предложенный экспертной группой комплекс мер "Капля+" предлагает строительство железнодорожных депо на главной линии Финляндии (Рийхимякская) и линии Рантарата (Хельсинки – Турку), а также постройку современной станции в Лапинкюля (район в городе Вантаа), благодаря чему график движения поездов можно изменить.

Кроме того, обязательным условием для успешной эксплуатации "Капли" называется необходимость инвестирования средств в другой "замороженный" проект – 14-километровую железную дорогу в городе Эспоо – от района Ляппеваара до района Кауклахти, проектирование которой было завершено в 2014 году.

Ранее, как рассказывала "Гудку" пресс-секретарь Финского транспортного агентства Ханна Акли, проект оценивался в 956 млн евро. Согласно данным, предоставленным в новом масштабном исследовании, стоимость реализации проекта "Капля+" возросла в связи с необходимостью строительства соответствующей инфраструктуры. На сегодняшний день необходимая сумма составляет от 1,6 до 1,8 млрд евро.

По данным Финского транспортного агентства, ветка необходима столице для того, чтобы иметь возможность сокращения интервала движения поездов в часы пик. Реализация данного проекта будет способствовать развитию общественного транспорта в столичном регионе, повысит привлекательность и жизнеспособность сферы услуг и торговли. Согласно оценке, произведенной на этапе проектирования, отрицательное влияние на дорожную ситуацию во время строительства будет минимальным и кратковременным.

Предполагается, что к 2035 году ежедневная загруженность ветки составит 138 тыс. пассажиров. Самой оживленной будет станция Хаканиеми – каждый день ею будут пользоваться около 79 тыс. человек.

Как отмечается в итогах проведенного исследования, при полной реализации предложенного комплекса мер "Капля+" новая окружная железная дорога в Хельсинки существенно изменит работу городского железнодорожного транспорта, обеспечив увеличение пропускной способности и соблюдение поездами графиков движения.

В состав экспертной группы, проводившей исследование о целесообразности реализации проекта "Капля", вошли Министерство транспорта и коммуникаций Финляндии, администрации городов Хельсинки и Вантаа, а также Транспортное управление региона Хельсинки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152027.05.2019