01-08-12 / 2012
Новости отрасли
Каковы основные источники издержек, которые несут операторские компании?

Евгений Ковырнов, заместитель начальника департамента корпоративных финансов ОАО "РЖД":

- Главным источником издержек операторских компаний является порожний пробег их подвижного состава, объемы которого растут из года в год и сегодня уже существенно превышают аналогичные показатели времен СССР или МПС России. Ситуация является проблемой не только для операторов, но и для ОАО "РЖД" как собственника инфраструктуры. К сожалению, усилиями только одного ОАО "РЖД" данную проблему в существующих экономических и правовых реалиях решить затруднительно. Государство могло бы, используя в том числе и рекомендации РЖД, принять ряд мер, стимулирующих укрупнение операторских компаний при сокращении их числа. Существенно смягчить проблему масштаба порожних пробегов могло бы и решение о введении дополнительных тарифных или налоговых сборов с компаний, которые допускают количество порожняка, превышающее общесетевой показатель. Но эти, равно как и другие регулирующие меры, оказывающие влияние на частный бизнес, может вводить лишь государство.

Владимир Сосипаторов, заместитель генерального директора ОАО "ПГК":

- Основные причины финансовых потерь операторских компаний - порожний пробег, задержки вагонов в портах, на местах погрузки и выгрузки, переходах, сортировочных станциях. Можно сказать, что корень большинства издержек кроется в непроизводительной потере времени, затрачиваемого на доставку груза. Решения можно найти. Например, внедрение маршрутизации движения поездов, упрощение технологии переадресации порожних вагонов в пути следования. Еще одним средством могло бы стать введение запрета на указание в заявке на перевозку формы ГУ-12 возможности использования под погрузку вагонов нескольких компаний. Не только той, которая оформляет перевозку, но и других операторов. Наличие такой возможности вносит неразбериху и непредсказуемость во взаимоотношения операторов с их клиентами. Что тоже в итоге усложняет использование наиболее рациональных схем управления движением.

Владимир Падалица, заместитель генерального директора ООО "Интеррейл Транссибирский экспресс сервис":

- ОАО "РЖД" лишено возможности применять единую диспетчеризацию движения на сети. А это один из главных источников непроизводительных затрат операторских компаний. Снижаются возможности долгосрочного планирования работы парка, прогнозирования потенциальных источников издержек. Все эти риски закладываются в конечные расценки операторов, в том числе и оплата возможного порожнего пробега операторского вагона грузовладельцем.

Геннадий Бессонов, генеральный секретарь координационного транспортного совещания по трассибирским перевозкам:

- На межгосударственных перевозках сказывается разница в тарифах на отдельных участках движения по транспортным коридорам. Нет стабильности цен, поскольку нельзя установить сквозной тариф на долгое время. Низок уровень технической оснащенности пунктов перехода и точек передачи груза с одного вида транспорта на другой - с корабля на поезд, с поезда на автомобиль. Зачастую срываются указанные в договорах сроки перегрузки, терминальной обработки, таможенного оформления. Есть инфраструктурные ограничения, преодолевать которые без ощутимых издержек могут только крупные операторы, способные на регулярной долгосрочной основе формировать полносоставные маршрутные поезда. Наконец, традиционно возникают потери времени при переходе груза из нормативного пространства в другое. Например, обычно транспортная услуга складывается из взаимодействия моряков, железнодорожников и автомобилистов. Все они работают по своим документам -морскому коносаменту, железнодорожной накладной ЦИМ - СМГС и автомобильной товарно-транспортной накладной. Переоформление грузов с одного из этих документов требует времени и, как результат, приводит к дополнительным издержкам.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.08.12Вопрос дня