24-04-13 / 2013
Новости отрасли
Каким образом участники рынка железнодорожных перевозок могут на законных основаниях снизить налоговую нагрузку?

Сергей Гущин, генеральный директор группы компаний Rail Garant: - В нашей группе удается снижать налоговые издержки, потому что она состоит из разнородных бизнес-структур и мы можем регулировать их выплату налогов. В частности, НДС за счет совмещения финансового и налогового планирования, добиваясь их сбалансированного состояния. У каких-то наших компаний хорошая конъюнктура, у кого-то похуже. Соответственно, мы можем в этой сфере планировать развитие всей группы так, чтобы убытки балансировались прибылями. И, как результат, мы можем оптимизировать и налоговые выплаты. В общих чертах это выглядит так: допустим, какая-либо наша компания имеет большие убытки, например из-за частых ремонтов. В таком случае мы выгодную сделку, например по продаже парка, проведем через нее, что позволяет ей не нагружать управляющую компанию дополнительными издержками по ее содержанию. Я скажу так: снижение налоговой нагрузки на операторскую компанию в принципе возможно, но для этого нужно в совершенстве знать и точно исполнять не только российское, но и международное право.

Наталья Ромашевская, коммерческий директор ЗАО «Уралконтейнер»: - Я не представляю себе, как та же компания-оператор может легально платить меньше, чем предусмотрено нынешним налоговым законодательством. Операторы, как правило, располагают существенными активами, заключают множество сделок, ведут активную работу на рынке. Утаить недоимки им невозможно, а обосновать, почему их бизнес должен облагаться льготами, мало реально.

Виталий Ефимов, президент Союза транспортников России: - Мне известен один законный способ снижения налоговой нагрузки на компанию - приобретение ею статуса субъекта малого бизнеса. Это означает, что ее годовой оборот не должен превышать 50 млн руб. в год. Сложно представить себе не только оператора, но даже и успешного экспедитора с таким оборотом. Вариант с разбивкой крупной компании формально на несколько структур, подходящих под определение малого бизнеса, не уместен - все равно они будут частями единой группы с единой бухгалтерией и управлением. Если же официально не консолидировать работу бухгалтерии, то это уже "серая" схема, наказываемая по закону. Я бы поставил вопрос несколько иначе: железнодорожной отрасли поможет скорее не снижение налогов на компании, работающие в ней, а вывод из "серых" и "черных" схем автомобилистов, около 70% которых в России работают по ним, за счет чего получают возможность демпинговать и забирать путем нечестной конкуренции грузы у железнодорожников.

Виктор Евпаков, вице-президент НО «Союзгрузпромтранс»: - Законным путем снизить налоговую нагрузку компаниям невозможно. Даже если бизнес оператора будет разделен по структурам, которые можно отнести к малому бизнесу, это ему ничего не даст. Во-первых, если все пройдет легально, то для налогового законодательства это будет все так же единый налогоплательщик с общей бухгалтерией. Если же общий бухгалтерский инструмент не создавать, переведя отношения новых структур в неформальную сферу, то, во-первых, это незаконно, во-вторых, новые формальные владельцы вновь созданных бизнесов могут просто перестать платить бывшим хозяевам. И по закону взять с них деньги не получится.

Владимир Сосипаторов, независимый транспортный эксперт, бывший заместитель генерального директора по коммерции ОАО «ПГК»: - Снижение налоговой нагрузки по закону у нас возможно для экспортеров, и происходит оно согласно статье 164 Налогового кодекса России. Операторы же платят ОАО "РЖД" транзитный тариф и возврата НДС не получают. Они просто включают его в конечную цену своих услуг. Правда, могут быть нюансы, когда оператор принадлежит грузовладельцу-экспортеру и теоретически между ними могут происходить какие-либо внутренние зачеты и компенсации. Но я о таких случаях не знаю.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.04.13Вопрос дня