25-07-14 / 2014
Новости отрасли
Как развязать Ванинский узел?

На подходах к порту Ванино в середине июля скопилось более 40 железнодорожных составов. Сложившаяся ситуация требует комплексных решений, которые должны сбалансировать интересы участников рынка железнодорожных перевозок.

По данным РЖД, в июле 2014 года зафиксирован прирост перевозок угля. В целом на сети они увеличились на 3,7%, в частности за счет незапланированных поставок для энергетического сектора экономики. Одна из железных дорог, на которых достигнут наибольший прирост, - Дальневосточная (+26% к июлю 2013 г.).

Это означает, что грузоотправители спешат отправлять через Дальний Восток уголь на экспорт. Как следует из данных ОАО "РЖД", в основном его вывозят через порт Ванино - крупный транспортный узел Хабаровского края. Вместе с тем пропускная способность терминального комплекса имеет определенные ограничения. Это и стало основной причиной образования на подходах к Ванино простаивающих поездов, прежде всего с навалочными грузами.

Как уточнили в отделе внешнеторговых и транзитных перевозок Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", в порт Ванино ведет однопутная магистраль. Сейчас на Дальневосточной железной дороге в разгаре летние путевые работы - в том числе по модернизации участков на маршруте Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Это потребовало выделения продолжительных ремонтных "окон". Между тем поезда с углем в сторону порта продолжают поступать. Отсюда и образуются задержки в движении.

По данным Центральной дирекции управления движением, ситуацию осложнило еще и то, что локомотивный парк, обслуживающий данное направление на ДВЖД, старый. И в июле зафиксированы случаи невыдачи тяги на нитку графика.

На Дальневосточной магистрали принимают меры по стабилизации ситуации. При этом задача непростая - приходится искать баланс интересов: с одной стороны, необходимо обеспечить пропуск грузопотоков, с другой - заниматься модернизацией железнодорожных путей.

В такой ситуации грузоотправителям и стивидорам следует соразмерять свои потребности с теми возможностями, которыми располагает железная дорога.

"Простоя вагонов в адрес ОАО "Порт Ванино" на данный момент нет. Однако такая проблема существует у других морских терминалов, расположенных в акватории порта Ванино", - уточнил генеральный директор ОАО "Порт Ванино" Игорь Прищепов.

Улучшения ситуации в ОАО "Порт Ванино" удалось добиться благодаря взаимодействию с Дальневосточной железной дорогой, которую здесь считают своим надежным и перспективным партнером. "Очевидно, что транспортировка угля с месторождений, расположенных в Южной Якутии, возможна только железной дорогой", - подчеркнул И. Прищепов. Поэтому в порту с пониманием относятся к планам дороги, связанным с выделением ремонтных "окон", и стараются скоординировать свою работу с ними.

В свою очередь, ОАО "Порт Ванино" эффективнее обрабатывать дополнительные объемы навалочных грузов помогает новая перегрузочная техника, которая была введена в эксплуатацию в начале текущего года.

Сложности возникли со стивидорными компаниями ЗАО "Дальтрансуголь" и ООО "Трансбункер-Ванино". Терминал ЗАО "Дальтрансуголь" - современный комплекс с вагоноопрокидывателями, который после модернизации способен ежегодно перегружать более 20 млн т угля. И это притом, что оборот комплекса в 2013 году составил 13,7 млн т. Нынешней весной "Дальтрансуголь" бил рекорды, обрабатывая свыше 1 тыс. вагонов в сутки. Однако пропускная способность железной дороги имеет предел, и вопрос согласования работы с ней для стивидорной компании в нынешней ситуации особенно актуален. Сильно влияет на работу Дальневосточной магистрали и ритмичность поставок нефтегрузов в адрес ООО "Трансбункер-Ванино".

Продолжительные ремонтные "окна" связаны с модернизацией железнодорожных путей: в ОАО "РЖД" гармонизируют грузопотоки в направлении порта Ванино, ввиду того что их объемы в 2007-2013 гг. характеризовались устойчивым ростом, несмотря на макроэкономическую нестабильность объемов перевозок в целом по сети российских железных дорог.

По данным РЖД, транспортировка через Ванино-Совгаванский узел за указанный период увеличилась более чем в 2,7 раза. При этом в ближайшей перспективе остаются все предпосылки для сохранения данной тенденции. В направлении портов Ванино и Советская Гавань, где происходит активное строительство портовых мощностей, к 2020 году ожидается солидный прирост железнодорожных перевозок - не менее чем в 1,5 раза к нынешнему уровню. Ситуация в перспективе осложнится еще из-за того, что на территории между "Дальтрансуглем" и "Трансбункером" планируется разместить еще один терминал - "Дальневосточный Ванинский порт".

Эти прогнозы полностью соответствуют параметрам государственных экономических документов и стратегических программ, а также согласованы с грузоотправителями, отметили в пресс-службе ОАО "РЖД". В частности, целый ряд компаний (таких как СУЭК, "Мечел", "ЕвразХолдинг" и холдинг "Сибуглемет") гарантировали, что к 2020 году будут дополнительно предъявлять к перевозке по железной дороге на восточном направлении 55 млн т грузов ежегодно. И значительную долю из них составит уголь, поставляемый в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. "Это требует комплексного развития Восточного полигона в целом и модернизации инфраструктуры направления Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань в частности", - пояснили в РЖД.

Напомним, после введения в эксплуатацию Кузнецовского тоннеля в конце 2012 года пропускная мощность магистрали Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань увеличилась до 23 млн т грузов в год. После ее модернизации этот показатель должен вырасти до 35,7 млн т.

Тенденцию роста грузопотоков в данном направлении подтвердили и в Минэнерго России: сбыт угля смещается в сторону Азии, сказал министр энергетики РФ Александр Новак. И, по его словам, существующие тенденции уже учтены в Программе развития угольной отрасли РФ на период до 2030 года, которая предусматривает увеличение добычи угля на 37%, до 480 млн т. Причем объем экспорта сырья из России увеличится на 70 млн т к нынешнему уровню.

При этом в структуре продаж, как ожидают в Минэнерго, вырастет доля экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона с нынешних 6 до 15%. И это влечет за собой необходимость обеспечения расшивки узких мест в перевозках угольной продукции. Следовательно, программы развития угольной отрасли РФ и Восточного полигона ОАО "РЖД", которые составлены до 2030 года, должны быть состыкованы, а железнодорожная инфраструктура должна развиваться опережающими темпами. Тогда, соответственно, в дальнейшем не будет возникать проблем с заторами на подъездах к дальневосточным портам, включая Ванино.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру25.07.2014