20-11-09 / 2009
Новости отрасли
Как посчитали в Российских железных дорогах, ситуация на рынке производства минудобрений далека от критической, большая часть продукции...

В 2001 году отечественным агрохимикам предоставили льготные тарифы на перевозку сырья для их производства. Целью введения этой меры была поддержка российского сельского хозяйства. Впрочем, большая часть российских удобрений все это время экспортировалась, и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) решила к середине 2009 года постепенно отменить скидку к железнодорожному тарифу на перевозку сырья для производства минудобрений.

Впрочем, уже в сентябре этого года премьер-министр Владимир Путин дал поручение ФСТ, Минпромторгу, Минэкономразвития и Минтрансу с "Российскими железными дорогами" принять меры и установить в 2010 году такие тарифы (на апатитовый концентрат, хлористый калий, аммиак, серу и серную кислоту), которые обеспечивали бы их рентабельную переработку на отечественных предприятиях и загрузку мощностей. Но вскоре ФСТ запросила дополнительного времени на проработку вопроса.

У химиков оказался серьезный критик. Как рассказали в РЖД, несмотря на тенденцию сокращения экспорта, объем перевозок минудобрений железнодорожным транспортом на экспорт за девять месяцев 2009 года более чем в три раза превышает внутригосударственные перевозки.

При этом доля экспорта продукции предприятиями, получавшими сырье по сниженным тарифам, составляет порядка 70% от объема перевозок. "Это свидетельствует о том, что производители минудобрений поставляют свою продукцию в основном не на российский рынок, а на экспорт", - отмечает перевозчик.

Как поясняет исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений Игорь Калужский, при наличии в России мощностей по производству 20 млн. т удобрений в год, даже по оптимистичному прогнозу, к 2012 году их внутреннее потребление составит 4,5 млн. т. "Экспорт - единственное, что позволяет предприятиям выжить", - говорит он.

По подсчетам РЖД, предоставление исключительных тарифов не даст химикам большой экономии. К примеру, если бы тарифы на перевозку карбамида были снижены до уровня начала года, то транспортная составляющая в его цене снизилась бы с 12,5 до 11%. К тому же в компании отмечают, что, несмотря на повышение тарифов с начала года, перевозки удобрений возросли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily20.11.09Удобрениям вменили экспорт