25-08-14 / 2014
Новости отрасли
Как помочь лососю

Дальневосточная дорога направила в ОАО «РЖД» предложения по совершенствованию процесса перевозок рыбной продукции.

Максим Белоусов, начальник Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания

– Максим Валерьевич, как отразится на железнодорожных перевозках рыбы введенное Россией эмбарго на ряд продуктов питания из стран Запада?

– Сейчас ажиотажного предъявления этого груза не наблюдается, хотя погрузка рыбы на ДВЖД по сравнению с прошлым годом растет: в январе – июле отправлено более 192 тыс. тонн (это только в рефрижераторных и изотермических вагонах, не считая специализированные контейнеры), что на 12,4% больше прошлогоднего показателя. Но мы прогнозируем дальнейшую активизацию перевозки свежемороженой рыбы и морепродуктов. Если из-за санкций норвежский лосось не попадет на российский рынок, безусловно, спрос на тихоокеанский будет более ощутимым.

– Хватает ли на дороге подвижного состава?

– 3–4 года назад грузоотправители ДВЖД ежегодно отгружали до 500 тыс. тонн рыбы в европейскую часть страны. Но из-за рыночной конъюнктуры и сложившейся системы сбыта все больше продукции стало уходить на экспорт, в частности в Китай. За это время парк рефрижераторного подвижного состава старел и выводился из обращения. Поэтому тот объем рыбы, который могут предъявить к перевозке, мы уже не сможем закрыть одними рефсекциями: их нет в таком количестве.

– Если ли альтернатива?

– Это рефрижераторные контейнеры. За ними будущее транспортировки скоропортящихся грузов. Тем более что парк такого подвижного состава постоянно растет. Отправителю не надо накапливать столь же объемную партию для отправки, как в случае с изотермическими вагонами. Чтобы загрузить четырехвагонную рефсекцию, требуется минимум 180 тонн груза, а для контейнера – всего 20–24 тонны. За семь месяцев года на ДВЖД в рефконтейнеры погружено около 140,9 тыс. тонн рыбы – на 14,6% больше прошлогоднего объема. Если в предыдущие годы в контейнеры в среднем грузилось 35% рыбы, принимаемой к перевозке на ДВЖД, то в 2014-м – уже 42%. Целесообразно развивать перевозки морепродуктов рефрижераторными сцепами и рефконтейнерами с автономным навесным устройством электропитания: есть положительный опыт по станции Угольная.

– Насколько важно улучшать оборот специализированного подвижного состава?

– Это еще одна из мер для освоения перспективных перевозок. Здесь два пути. Во-первых, оптимизация перевозки морепродуктов в вагонах-термосах. Для этого формируются ускоренные «холодные» поезда. Сервис востребован, но если раньше груз со станции Мыс-Чуркин (Владивосток) до Екатеринбурга-товарного доходил за восемь суток (это разрешенный срок доставки свежемороженой рыбы в вагонах-термосах), то после того, как в мае было введено новое расписание поездов, время в пути увеличилось. Как следствие, услуга теряет привлекательность. График движения «холодных» поездов нужно скорректировать.

Также мы предлагаем в пути следования таких поездов учесть отцепку вагонов с рыбой по станциям Улан-Удэ и Чита: туда идет достаточный объем продукции автотранспортом. А за счет этих остановок можно было бы переключить часть потока на железную дорогу. Кроме того, нужно рассмотреть возможность включения рефрижераторных сцепов и рефконтейнеров в состав ускоренных контейнерных поездов. Здесь необходимо решить вопрос с тарификацией перевозки. У ускоренных поездов хорошая маршрутная скорость – порядка 1 тыс. км/сут., поэтому за те же восемь суток рыбу можно доставить в Москву. Все предложения дорога направила на рассмотрение в ОАО «РЖД». Уверен, что это позволит организовать массовый вывоз рыбы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.08.2014