27-07-15 / 2015
Новости отрасли
Как найти общий язык и лучше понимать, что происходит

К настоящему моменту в РЖД решены главные технологические проблемы доступа к данным, но, как и в любой крупной корпорации, остро стоят проблемы взаимопонимания на уровне разных департаментов. В чем именно заключаются сложности и как их решить?

Когда одно и то же слово в разных системах обозначает разные явления, возникают дополнительные сложности не только при взаимодействии подразделений компании и управлении корпоративным информационным хранилищем (КИХ), но и при создании и интерпретации отчетов, дающих представление о том, как компания функционирует и насколько она здорова.

В чем состоит терминологическая путаница внутри РЖД? Например, такая путаница происходит, когда в различных департаментах компании по-разному понимают термин "грузооборот". Если сотрудник ЦФТО (Центр фирменного транспортного обслуживания) употребляет термин "грузооборот", то, скорее всего, он имеет в виду тарифный грузооборот – сумму произведений массы отдельных отправок в тоннах на кратчайшее расстояние их перевозки в километрах. В то время для сотрудника ЦД (Центральная дирекция управления движением) этот термин, скорее всего, будет означать эксплуатационный грузооборот, который определяется на основании данных маршрута машиниста как произведение массы поезда нетто на эксплуатационную длину участка. В отчетных документах обоих департаментов, как правило, будет значиться просто "грузооборот", по факту – два одноименных, но не равных и слабо связанных показателя. Свести эти показатели воедино в отчетах более высоких уровней будет сложно.

Необходимость раз за разом тратить время на "перевод" понятий и отсутствие у пользователей представления о том, где находятся нужные им данные и их источники, увеличивают трудоемкость бизнес-задач и зачастую приводят к ошибкам в отчетности и проблемам с ее пониманием. Но решить вопрос с контролем данных и пониманием информации уже не на уровне отдельных систем и департаментов, а на уровне всей организации, какой бы большой она ни была, – это вполне реальная и решаемая задача.

Инструменты Data Governance позволяют привязать используемые компанией бизнес-термины, с одной стороны, к физическим источникам данных, то есть системам, где эти термины ведутся, а с другой – к полям отчетов, где они используются. Это устраняет терминологическую путаницу между подразделениями и бизнес-процессами. Попутно компания решает вопрос с наличием нескольких разнородных систем нормативно-справочной информации (НСИ). В РЖД таких систем, как минимум, две – ЦНСИ (Централизованная система управления НСИ) и АСУТР (Автоматизированная система управления трудовыми ресурсами). Разные системы НСИ – это разные модели справочников, к которым бизнес-пользователи могут обращаться, выясняя, что именно обозначает тот или иной термин в отчете. Как итог – разница в интерпретации представленных в отчетах результатов и недопонимание между подразделениями. Упорядочить и унифицировать всю эту информацию позволяет создание бизнес-глоссария, который описывает бизнес-области и процессы через описание отдельных бизнес-терминов и критериев их существования.

Что это дает на уровне рядового пользователя или менеджера? В результате внедрения инструментов Data Governance пользователь может видеть, из какого термина получена та или иная цифра в отчете, то есть понимать смысл представленной информации и в случае необходимости проследить, из каких оперативных систем и каким образом эта информация попала в отчет, проверить, в каких еще системах содержится аналогичная информация. Простота ориентации в корпоративных данных создает дополнительные удобства также для сотрудников ИТ-департамента. Учитывая, в каких существующих системах содержатся те или иные данные, что они значат и кто за них отвечает, ИТ-специалисты могут не только настраивать новую отчетность в максимально сжатые сроки, но также быстро проводить системный анализ, то есть оценивать, как планируемые изменения в информационной инфраструктуре компании и корпоративном хранилище данных повлияют на существующие объекты и работу пользователей.

Создание единого бизнес-глоссария, где будут упорядочены все термины, с которыми работают сотрудники, построение карты информационного хранилища, которая бы отражала, где и какую информацию могут найти пользователи, где и как создается эта информация, а также создание единых политик и стандартов для контроля качества данных как в ручном, так и в автоматическом режиме – это основные задачи, которые необходимо решить, чтобы упростить взаимопонимание в масштабах всей корпорации.

Практика показывает, что за счет единого понятийного пространства в компаниях повышается простота и скорость использования корпоративных данных, сотрудники эффективнее взаимодействуют и быстрее решают задачи, поскольку одинаково понимают одни и те же термины. В РЖД уже есть и потребности, и предпосылки, и основа для внедрения инструментов Data Governance. Так что их использование станет естественным этапом развития системы корпоративного управления.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.07.2015