12-12-16 / 2016
Новости отрасли
Как достичь баланса на рынке подвижного состава

Сейчас на сети РЖД идет активное списание подвижного состава и замена его на новый, в том числе, инновационный подвижной состав. Насколько это позволит сбалансировать рынок? Баланс на рынке подвижного состава может быть достигнут на стыке интересов спроса и предложения в условиях формирования рыночной среды и честной конкуренции.

Из положительных моментов списания вагонного парка (полувагоны) можно отметить:

? ликвидирован избыток вагонного парка,

? произошло его омоложение,

? выросла производительность вагона,

? улучшились показатели грузовой и эксплуатационной работы,

? уменьшилась нагрузка на инфраструктуру.

Однако есть и отрицательные аспекты.

В частности, в 2015–2016 гг. отмечено сокращение количества парка – на 200 тыс. полувагонов, что привело к их дефициту на сети РЖД, которое отмечено начиная со второго полугодия текущего года. А это в свою очередь отразилось на ограничении объемов погрузки.

Когда принималось решение о запрете использования вагонов с истекшим сроком службы, Минпромторг РФ продекларировал необходимость принятия мер поддержки вагоностроительной отрасли и стимулировании выпуска новых вагонов в объеме до 45 тыс. ед. в год. Однако фактически выход на рынок новых вагонов оказался существенно ниже запланированного показателя.

Также необходимо отметить: тарифная льгота на порожний пробег для инновационных полувагонов делает это парк менее универсальным в использовании под перевозки других попутных грузов (например, щебня). Из-за этого операторы предпочитают возвращать вагоны из под угля под повторную погрузку той же самой номенклатуры. Иными словами, перегоняет порожняк вместо того, чтобы использовать подвижной состав для попутной загрузки. В результате получается так, что инновационный полувагон сегодня востребован технологически и экономически в основном угольщиками под перевозки угля.

По поводу перспектив вагоностроительной отрасли на ближайшие 5 лет конечно же необходимо восполнить баланс полувагонов и рассмотреть потребность рынка в части специализированных вагонов, которых тоже не достаточно. Основным сдерживающим фактором для размещения заказов и закупки новых вагонов является неопределенность тарифной модели, которая непосредственно влияет на формирование вагонной составляющей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру12.12.2016