06-11-23 / 2023
Новости отрасли
Кадровый голод может остановить модернизацию Восточного полигона

В ближайшие два года на Восточном полигоне планируют построить 280 объектов, а также ввести в эксплуатацию двухпутный Керакский тоннель на Забайкальской железной дороге и тоннель на обходном участке Шкотово – Смоляниново. Однако этим планам не суждено будет сбыться, если железнодорожный монополист не решит кадровый вопрос.

Полигон без кадров

Более чем 30 тыс. человек нужны для реализации проекта модернизации БАМа и Транссиба в 2024 году, на будущий 2024 год показатель может увеличиться до 48 тыс. человек, об это РЖД-Партнеру говорит генеральный директор АО "Трансэнерком" Олег Шевцов.

"Кадровый голод сформировался на Восточном Полигоне с момента начала его модернизации. Несмотря на то, что сейчас на проекте задействовано рекордное количество специалистов даже по сравнению с советским периодом проведения работ – около 27 тыс. человек", – говорит он.

Но в число этих 27 тыс. человек входят не только рабочие, но и сотрудники подрядных организаций, филиалов крупнейшей компании-перевозчика России, служащие железнодорожных войск РФ, представители сферы энергетики, технадзора, а также стройотряды, подчеркивает Шевцов.

"Этого не хватает для расширения пропускной способности БАМа и Транссиба с той скоростью, которую ожидает государство", – продолжает он.

Низкий строительный сезон – январь. В этот период, из-за критически низких температур, на Дальнем востоке вообще невозможны работы. Но на БАМе стройка продолжается. По данным специалистов в январе 2023 года на стройку выходили около 5 тыс. человек.

"Одной из эффективных мер может стать повышение заработной платы. Например, в Советском Союзе при средней зарплате в размере 80-120 рублей, за два неполных месяца работы в стройотряде на БАМе студенты получали 1,2 тыс. руб.", – говорит Олег Шевцов.

Однако сейчас такой прорыв невозможен, считают специалисты. Главная сложность – крайне суровые природные условия, а также удаленность объектов строительства от населенных пунктов. Ближайшее жилье в двух сотнях км.

Строитель требует комфорта

Для нивелирования дефицита кадров в регионе, необходимо строительство социальной инфраструктуры: малоэтажные дома, объекты культуры, школы и детские сады, параллельное введение на Дальнем Востоке льготных ипотечных программ, что позволит привлечь в регион молодых специалистов с семьями. Об этом говорят как на высоком политическом уровне России, так и сами строители БАМа и Транссиба.

"Еще одной эффективной мерой для привлечения на проект молодых специалистов может стать расширение взаимодействия с ВУЗами. Это обеспечит как кадровый резерв для компаний, так и рабочие места для выпускников", – рассуждает Олег Шевцов.

Мало того что современные строители строят практически в чистом поле, так еще на них накладываются обязательства по работам в условиях непрерывного железнодорожного движения. Потому что сокращать движение на БАМе и Транссибе в текущих условиях нельзя, объем перевозок на Восточном полигоне нарастает. В 2022 году в восточном направлении перевезено 148,8 млн тонн грузов, грузооборот достиг рекордных 2,38 млрд тонно-километров в сутки, что на 3,5% больше, чем годом ранее. В первом полугодии 2023 года уже перевезено 134,2 млн тонн, что на 9,1% больше, чем в аналогичный период 2022. Если все пойдет по плану, то через четыре года грузооборот увеличится до 197 млн тонн, говорит О. Шевцов.

"До 210 млн тонн – через семь лет, и до 255 млн тонн – через девять, в том числе, за счет развития участка от Улака (Амурская область) до порта Ванино (Хабаровский край). Однако все эти планы возможно реализовать только при отсутствии кадрового голода", – резюмирует Олег Шевцов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер07.11.2023