07-09-15 / 2015
Новости отрасли
Качество превыше всего

Удерживать свои позиции на рынке ВРК помогает курс на клиентоориентированность

Уже несколько лет три вагоноремонтные компании находятся в «свободном плавании». Вернее, в относительно свободном: из-под опеки РЖД они уже вышли, а вот в частные руки ещё не перешли. В таком подвешенном состоянии вагонники-ремонтники всеми силами пытаются даже в условиях кризиса оставаться конкурентоспособными на рынке ремонта грузовых вагонов.

Сегодня на сети дорог насчитывается около двухсот вагоноремонтных предприятий (из них в структуре трёх ВРК – 116). При явном профиците ремонтных мощностей частный сектор сумел перетянуть на себя порядка 40% всех объёмов ремонтов. 

Но почему же собственники вагонов зачастую делают выбор в пользу частных вагоноремонтных предприятий? Неужели услуги ВРК проигрывают предложениям конкурентов? 

– Что касается железнодорожного вагона, то мы оказываем весь комплекс услуг по его ремонту, – рассказывает заместитель начальника производственного отдела АО «ВРК-1» Сергей Твердов. – При этом мы имеем квалифицированный персонал, высокотехнологичное оборудование, можем похвастать и быстротой выполнения работ, которые осуществляются полностью под нашим надзором. Ещё одно из преимуществ – удобное расположение: все наши ремонтные предприятия находятся на сетевых сортировочных станциях российских железных дорог. 

По словам Сергея Юрьевича, главное в работе его компании – это клиентоориентированность. Подход к каждому клиенту индивидуальный. Все спорные моменты и разногласия обсуждаются в личной или телефонной беседе, и решения принимаются максимально оперативно. 

Что ж, условия для взаимовыгодного сотрудничества на первый взгляд есть. Владелец вагонов должен быть доволен. Но, похоже, не всё его устраивает, поэтому-то ВРК несёт потери даже среди постоянных клиентов… 

Ещё в феврале, на заседании «круглого стола», посвящённом рынку вагоноремонта, из уст представителя Федеральной грузовой компании прозвучало, что все три ВРК за плановый вид ремонта запрашивали приблизительно одинаковую сумму – 73–74 тыс. руб., а их конкуренты готовы были взять за аналогичную работу на 10 тыс. дешевле. 

Меньшая стоимость услуги для собственника подвижного состава, конечно, штука заманчивая. Должно быть, в выборе ремонтного предприятия по параметрам «качество, сроки, цена» именно последнее является определяющим фактором для многих. Но за счёт чего это удешевление достигается? 

«Сможет ли вагоноремонтное предприятие обеспечить качественный ремонт вагона за 64 тыс. руб.?» – вопрошал на «круглом столе» представитель АО «ФГК». 

– У нас всё автоматизировано, есть роботы, поточные линии, и за это оборудование мы делаем амортизационные отчисления. На частных же предприятиях аналогичное оборудование устаревшее, оно оставляет желать лучшего. Благодаря этому они и демпингуют, – так видит ситуацию Сергей Твердов. – Поэтому у заказчика есть выбор: или ремонтироваться у частников дешевле, но менее качественно, или у нас, но с гарантией качества. 

Конечно, и в работе ВРК случаются сбои. Например, один из постоянных клиентов ВРК-1 компания «МК Транс» сообщила, что из 44 сравнительно новых полувагонов (2007–2008 годов выпуска) после деповского ремонта два вагона было отцеплено, «не добегав» положенного срока. Показатель не критичный, но тем не менее. 

– В принципе, два из сорока четырёх – это не много, – поясняет начальник вагонного ремонтного депо Люблино Тимофей Гогин. – Но всё равно требуется детальный разбор ситуации, необходимо проанализировать, почему их отцепили. У нас это делается по каждому аналогичному случаю. Собираются собственник подвижного состава, представители ОАО «РЖД» и ВРК – и все участвуют в разборе ситуации. 

Вагоноремонтные компании работают над своими ошибками. По статистике, за 6 месяцев текущего года общее количество отцепленных на сети железных дорог РФ грузовых вагонов, отремонтированных в АО «ВРК-1», сократилось на 22,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (742 вагона против 952 прошлогодних). Отцепок не много, если учесть, что почти 54 тыс. грузовых вагонов прошли через цеха компании. 

Кстати, все три ВРК подписали между собой соглашение, согласно которому в случае отцепки вагона он подаётся на позиции любого ближайшего ВРК и ремонтируется как гарантийный. Можно оценить это как новый уровень сотрудничества между компаниями и конкурентное преимущество перед частниками. 

Депо Люблино, как и остальные подразделения ВРК-1, борется сегодня за каждого клиента – собственника подвижного состава и за каждый вагон. Не так давно оно взяло на себя текущий отцепочный ремонт, которым раньше не занималось. Сотрудничает со своими соседями – эксплуатационными депо, завязанными непосредственно на отцепочном ремонте, и одновременно соперничает с ними, договариваясь с собственниками вагонов о прямых взаимоотношениях. 

– Конкурируем за счёт того, что работаем быстрее, – говорит Тимофей Владимирович. – Выигрываем и за счёт качества ремонта – у нас больше технологического оборудования. У эксплуатационников нет люкоправки, а мы люк можем поправить. У нас много специального оборудования и для тележек, и для тормозов. 

Безусловно, в ВРК понимают, насколько сегодня важно быть конкурентоспособными и в ценовом плане. Чтобы уменьшить стоимость ремонта, компании оптимизируют производства, снижают накладные расходы, сокращают штат, обучая рабочих вторым специальностям. Сварщик, который плавил буксы, работает теперь ещё и фрезеровщиком: полдня плавит, полдня – фрезерует. 

– Однако нельзя оптимизироваться бесконечно, у всего есть свои пределы, – заявляет начальник депо Люблино. – И этот предел у нас уже практически наступил. Цена стала для нас настолько минимальной, что её опускать больше некуда. 

Если дальнейшее удешевление ремонта невозможно, приходится придумывать дополнительные услуги, искать альтернативные источники заработка: ВРК-1, например, по желанию заказчика предлагает транспортировку его колёсных пар в ремонт и из ремонта на своих специализированных двухъярусных платформах. А при небольших объёмах – одна или две пары – может осуществить доставку автотранспортом к месту назначения. Ещё компания предоставляет свои площади для хранения запчастей клиента, сдаёт неиспользуемые административные здания, доставшиеся в наследство от Центральной дирекции по ремонту вагонов, в аренду под офисы. Что поделаешь, рынок заставляет крутиться, кто как может. 

Но вернёмся к основному бизнесу ВРК. Компании, привыкшие занимать лидирующие позиции на рынке вагоноремонта, берут клиентов своими сильными сторонами – скоростью обслуживания и качеством выполняемых работ. Поэтому за них держатся многие собственники вагонов. 

– Мы давно сотрудничаем с ВРК-1, – рассказывает Александр Репин, главный специалист отдела развития ЗАО «МК Транс». – Да, мы теряем на стоимости ремонта, однако экономим на порожнем пробеге и на времени, которое потратили бы, если бы перегоняли свои вагоны к частникам. К тому же нас устраивает то, что ВРК проверяет вагон полностью, а не только тот узел, который нуждается в ремонте. Безопасность движения – превыше всего. 

На это сегодня и делают ставку вагоноремонтные компании. 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.09.2015