16-01-20 / 2020
Новости отрасли
Кабмин Украины разрешил частичную приватизацию Укрзализныци

Кабинет министров Украины запретил полную приватизацию Укрзализницы и ряда других стратегических предприятий, однако сохранил возможностей размещения менее 50% акций. Об этом сообщил премьер-министр Украины Алесей Гончарук.

Правительство Украины утвердило перечень стратегических предприятий, которые не могут быть полностью или частично допущены к приватизации. По словам А. Гончарука, они затрагивают различные сферы деятельности, от которых зависит энергетическая независимость и обороноспособность государства. В основном это естественные монополии, несущие социальную нагрузку и имеющие критически важное значение для общества. В частности, в перечень, помимо железной дороги, вошли "Нафтогаз Украины", Магистральные газопроводы Украины, "Укртрансгаз", "Укрнафта", "Укргаздобыча", "Чорноморнафтогаз", ряд оборонных заводов, "Укрпошта" и др. Согласно решению министров, государство должно сохранять контролирующий пакет акций в этих предприятиях, то есть сохранить не менее 50% плюс одна акция. В этот список входит 22 компании. Некоторые предприятия должны полностью принадлежать Украине (например, "Энергоатом", "Укрэнерго", военные заводы, завод "Антонов", предприятия химической промышленности и других сфер). Частичная приватизация в этом случае не допускается. Под эти ограничения попало 130 компаний. Перечень согласован Кабмином, теперь его должна рассмотреть и одобрить Верховная рада.

По заявлению премьер-министра, Кабмин намерен усилить контроль за надлежащим использованием собственности и эффективным управлением стратегических государственных предприятий, не подлежащих приватизации.

Ранее менеджмент УЗ заявлял о готовящейся частичной приватизации предприятия, что было остро воспринято гражданами. Тем не менее железная дорога продолжает готовится к ІРО (первичному размещению акций), которое состоится предположительно в 2022–2023 гг. С помощью этого инструмента планируют заработать 150 млрд грн ($6,2 млрд). Средства пойдут на обновление парка локомотивов и отсроченные ремонтные работы.

Однако вероятность привлечь существенные инвестиции сомнительна. Пока "Укрзализныця" остается государственным предприятием, она не представляет из себя эффективный коммерческий инструмент и тянет серьезную социальную нагрузку. В 2017–2018 гг. железная дорога получила минимальную прибыль – 150–200 млн грн ($6,2–8,2 млн) при общем доходе 8 млрд грн ($330 млн). Пассажирские перевозки практически полностью убыточны для компании.

Напомним, в ноябре 2019 года президент Украины Владимир Зеленский поручил начать подготовку к масштабной приватизации, к ней готовятся 530 государственных предприятий с общей стоимость более 12 млрд грн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер16.01.2020