С 2009 года пассажирские перевозки перестанут быть убыточными. Тариф на перевозку угля будет разделен на две составляющие: более дешевый, на доставку для внутренних нужд, и дорогой - для экспортеров угля. А выделенная из состава "Российских железных дорог" большая грузовая компания (БГК) будет заниматься исключительно доставкой высокодоходных грузов - нефти, металлов, сжиженного газа. Эти предложения Минтранса будут обсуждаться в четверг на заседании кабинета министров. По плану аппарата правительства, 2 ноября министр транспорта Игорь Левитин должен отчитаться о ходе реформы железных дорог. Однако содокладчик Владимир Якунин не согласен с тем, как министр транспорта видит железнодорожные проблемы.
Ведомство Игоря Левитина просило аппарат правительства перенести рассмотрение вопроса. Аргументация: "нам нужно еще несколько месяцев для того, чтобы согласовать между разными ведомствами целевую модель третьего этапа реформы". Однако пока аппарат Белого дома менять повестку дня следующего заседания не планирует.
Расхождения, с которыми глава естественной монополии и министр выйдут к премьеру, касаются нескольких сфер.
Министерство считает, что за счет дотаций из федерального бюджета к 2009 году пассажирские перевозки станут безубыточными. И когда баланс расходов и доходов достигнет хотя бы нуля, отраслью заинтересуются частные операторы. Именно за их счет в Минтрансе планируют модернизировать железнодорожную инфраструктуру. В РЖД уверены, что "пассажирские перевозки всегда убыточны". Именно поэтому государство до 2009 года будет дотировать их в размере до 11 млрд рублей в год. Владимир Якунин хочет выделить из состава РЖД БГК, которая не будет регулироваться государством и будет конкурировать на равных с независимыми операторами.
По мнению Минтранса, новая грузовая компания должна заниматься высокодоходными перевозками, приносить прибыль и быть эффективной. "Для низкодоходных перевозок мы применим другую модель", - сказал источник в ведомстве Игоря Левитина. Он не уточнил, какую именно, сославшись на то, что механизм еще прорабатывается. Но, по всей видимости, речь идет о том, что транспортировать уголь (а именно этот социально значимый груз сейчас перевозится по железной дороге с отрицательной рентабельностью) будет оператор, входящий в состав РЖД. Якунин же считает, что БГК должна заниматься всеми перевозками, в том числе социально значимыми. Впрочем, по этому вопросу в Минтрансе уже нашли проект компромиссного решения. Чиновники предложат правительству пересмотреть классификацию грузов по степени доходности и уже в первом квартале 2007 года полностью изменить действующий прейскурант на перевозки. А главная новация, облегчающая судьбу угля, состоит в том, что тариф на перевозку этого топлива будет разделен на две составляющие.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Ведомости | 31.10.2006 | Минтранс спорит с РЖД |
Коммерсантъ | 31.10.2006 | Минтранс предложит РЖД тарифную альтернативу |
Газета | 31.10.2006 | Левитин против Якунина |