21-11-18 / 2018
Новости отрасли
К железным дорогам цепляют автобусы

ВЭБ предложил ОАО РЖД вместе развивать городской транспорт

Монополия ОАО РЖД может расшириться за пределы железных дорог - ВЭБ предложил компании партнерство в городском пассажирском транспорте. Госкорпорация планирует входить в проекты в синдикате с банками, в ВТБ уже выразили готовность рассмотреть этот формат. В ОАО РЖД поддерживают идею и отмечают пример организации Московского центрального кольца в связке с метрополитеном, полагая, что подобные проекты будут иметь успех и в регионах. Но эксперты сомневаются, что опыт удастся эффективно распространить за пределы столицы, предлагая ОАО РЖД более скромные задачи.

Глава ВЭБа Игорь Шувалов предложил ОАО РЖД партнерство в проектах по развитию городского пассажирского транспорта в регионах с использованием имеющихся у компании компетенций. "Если РЖД приходят с такой компетенцией, то мы обязуемся обеспечить все крупные города, по крайней мере самые главные города субъектов, современным транспортом в виде трамваев, автобусов, троллейбусов, маршрутных такси",- отметил господин Шувалов.

Определенный опыт в организации городского транспорта у ОАО РЖД действительно есть: по организации движения на Московском центральном кольце (МЦК) силами ГУП "Московский метрополитен" и АО "Московская кольцевая железная дорога" (создано правительством Москвы и ОАО РЖД). В департаменте транспорта Москвы говорят, что с ними идея ВЭБа пока не обсуждалась. В самом ВЭБе конкретных проектов в рамках партнерства с ОАО РЖД не называют, поясняя, что это "предмет обсуждения и проработки". Но Игорь Шувалов уточнил, что госкорпорация планирует входить в проекты "в синдикате с банками-партнерами в рамках фабрики проектного финансирования". Среди основных партнеров он назвал Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. Для проектов развития городской экономики также планируется привлекать региональные банки.

"Если вся эта модель сработает, то мы к 2024 году должны выходить с портфелем не меньше 3 трлн руб. В партнерстве с другими банками хорошо бы выйти на сумму 9–10 трлн руб.",- сообщил Игорь Шувалов. В ВТБ "Ъ" подтвердили интерес к проектам в рамках фабрики и готовы "активно рассматривать качественные проекты по развитию городского пассажирского транспорта в регионах на основе такой модели". В Сбербанке не стали комментировать тему, в Газпромбанке "Ъ" не ответили.

В ОАО РЖД слова Игоря Шувалова комментируют осторожно, говоря пока лишь о готовности рассмотреть интеграцию железной дороги с другими видами городского транспорта. В монополии полагают, что подобные проекты будут иметь успех не только в Москве, но и в других городах. При этом в ОАО РЖД готовы брать в управление активы, поскольку "это укладывается в планы по развитию пассажирского комплекса". В Минтрансе поддерживают развитие городского транспорта с привлечением частных инвестиций, но проекты, аналогичные МЦК, для других регионов предлагают сначала оценить с точки зрения "социально-экономической эффективности".

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что у ОАО РЖД есть "серьезные имущественные комплексы" в регионах, вокзалы и станции, на базе которых могут быть созданы транспортно-пересадочные узлы, повышающие эффективность перевозок. Но говорить о таких масштабных проектах, как МЦК, не стоит, подчеркивает эксперт, в других регионах это "нецелесообразно". По его мнению, ОАО РЖД может применить для других видов транспорта свою билетную систему и реализовывать неинфраструктурные проекты: компания уже изучала возможность выхода на рынок автобусных перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ21.11.2018