10-09-15 / 2015
Новости отрасли
К Зарубино ведут чужую колею

Ради китайских грузов на Дальнем Востоке готовы совместить два железнодорожных стандарта

Власти России могут пойти на беспрецедентный шаг в железнодорожной отрасли - разрешить выход на инфраструктуру российских железных дорог китайских перевозчиков. Речь идет о создании совмещенной колеи на участке Махалино-порт Зарубино под 60 млн т грузов. Инициатором выступает группа "Сумма", которая намерена построить в порту крупный терминал. В ДВЖД идею пока не комментируют. Эксперты полагают, что объект обойдется в $30-40 млн и может быть построен за полгода при положительном решении РЖД.

О возможности создания совмещенной с российской (шириной 1520 мм) китайской колеи (1435 мм) заявил 4 сентября на Восточном экономическом форуме во Владивостоке министр транспорта РФ Максим Соколов. Участок от пограничного перехода Хуньчунь-Махалино до припортовой станции Сухановка (порт Зарубино) протяженностью около 60 км является ключевым звеном международного транспортного коридора (МТК) "Приморье-2". "Декларируемый объем перевозок транзитных грузов - более 60 млн т. Конечно, для этого нужно серьезным образом развить инфраструктуру, и, кстати, мы считаем возможным строительство железнодорожной колеи шириной 1435 мм, совмещенной с нашей, от пограничного перехода непосредственно до порта Зарубино",- сказал Максим Соколов.

Работать с транзитом планирует группа "Сумма", которая намерена реализовать проект "Большой порт Зарубино" в бухте Троица. Портовый комплекс "Суммы" будет обслуживать помимо контейнеров зерно и генеральные грузы. "Мы поддержали и считаем целесообразным, чтобы на направлении Махалино-Зарубино у нас была узкая колея. Это дает, во-первых, сокращение времени, удешевление всех процедур и большую доступность российского порта для различных китайских отправителей, не создаст пробки при перегрузке на границе",- пояснил замглавы Минтранса Алексей Цыденов. По его словам, все условия уже согласованы внутри России и предложение будет зафиксировано в протоколе российско-китайской правительственной комиссии по транспорту. "Этот проект имеет абсолютно реальные перспективы и короткие сроки реализации. Думаю, это будет ярким примером развития транспортной инфраструктуры, которая даст мощный толчок развитию региона в целом и интеграции России в АТР",- считает Алексей Цыденов.

Выгоду от развития транзита через Зарубино получат китайские провинции, в первую очередь соседняя с Приморьем Цзилинь. Источник в отрасли объясняет, что сейчас производители из Цзилиня проигрывают конкуренцию на внутрикитайском рынке из-за дороговизны доставки продукции на юг страны по суше, морской путь через Зарубино даст существенное удешевление. В Цзилине сосредоточены крупные производства по целому ряду отраслей, включая сельское хозяйство, машиностроение и химпром.

На Дальневосточной железной дороге пока не комментируют идею о создании совмещенного пути. Переход Махалино-Хуньчунь открылся в декабре 2013 года и в июле преодолел отметку 1 млн т, за первое полугодие 2015 года через него перевезено 333 тыс. т, в том числе 267 тыс. т угля и 65 тыс. т руды. Транзитный потенциал перехода в ДВЖД ранее оценивали в 100 тыс. контейнеров в год, к 2025 году через него может перевозиться не более 8 млн т в год, давали оценку в компании. В текущей инвестпрограмме РЖД на модернизацию существующей инфраструктуры перехода без учета идеи строительства совмещенных путей предусмотрено 2,1 млрд руб. на 2015-2016 годы.

Глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов полагает, что строительство совмещенной колеи займет около полугода и потребует $30-40 млн капиталовложений. Эксперт подчеркивает, что затраты готова взять на себя "Сумма", и решение только за РЖД. Правда, уникальный опыт со строительством совмещенной колеи, полагает господин Безбородов, больше не удастся использовать нигде в стране: из соображений безопасности длинные совмещенные линии государство строить не позволит.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ (Владивосток)10.09.2015