29-08-19 / 2019
Новости отрасли
К технологическому прорыву готовы

ОАО "РЖД" активно применяет новейшие высокотехнологичные средства комплексного контроля и диагностики инфраструктуры на высоких скоростях. Ведущая роль в разработке и производстве средств диагностики для РЖД принадлежит АО "Фирма ТВЕМА", поставляющему более трех четвертей парка мобильных средств диагностики, эксплуатируемых структурными подразделениями ОАО "РЖД". Сегодня партнеры стоят перед выходом на новую ступень технологического развития. "Ежегодно порядка 20% прибыли ТВЕМА инвестирует в разработку новых диагностических систем и средств, работающих с применением цифровых технологий. Основные усилия компании сейчас направлены на создание технологий, которые могут стать инструментом перевода отечественного железнодорожного транспорта на новую ступень развития", – рассказывает генеральный директор АО "Фирма ТВЕМА" кандидат технических наук Владимир Тарабрин.

Одно из наиболее важных направлений – создание инструментов формирования банка "больших данных", позволяющих перейти к управлению содержанием объектов инфраструктуры (ремонту и обслуживанию) по их фактическому состоянию, а не в соответствии с регламентом, как это делается сейчас.

В будущем с использованием цифровых технологий планируется получать электронный образ и надежно предсказывать предотказное состояние объектов инфраструктуры.

Сейчас для проверки состояния объектов железнодорожной инфраструктуры России применяются более 300 мобильных и более 5 тыс. съемных средств диагностики. Их обслуживают более 12 тыс. специалистов, а для сопровождения съемных средств привлекаются еще до 6 тыс. работников.

При этом специализированные мобильные средства диагностики в основном контролируют отдельные объекты инфраструктуры, работая с отдельным локомотивом и занимая "нитку" поезда в графике движения. Эксплуатационные расходы на диагностику составляют более 10 млрд руб. в год.

Сезонные же генеральные осмотры проводятся дважды в год в ручном режиме практически всеми руководителями подразделений инфраструктуры.

Чтобы оптимизировать затраты, ресурсы и одновременно повысить эффективность проверок, ОАО "РЖД" осуществляет переход на преимущественное применение скоростных диагностических комплексов инфраструктуры, работающих в составе обычного пассажирского поезда и использующих в своей работе цифровые технологии.

Признанным лидером в производстве таких диагностических средств является компания "ТВЕМА". Их прототипом стал комплекс "ИНТЕГРАЛ", который впервые был продемонстрирован в 2008 году В. В. Путину и с тех пор успешно работает на сети дорог России. В 2018 году на его основе был создан двухвагонный диагностический комплекс "СПРИНТЕР-ИНТЕГРАЛ", обеспечивающий проверку около 200 параметров объектов железнодорожной инфраструктуры. Два таких комплекса уже работают на Восточно-Сибирской и Западно-Сибирской дорогах.

По оснащенности и функциональности им не уступает новая разработка "ПИОНЕР-ИНТЕГРАЛ" – не имеющий аналогов самоходный диагностический комплекс на базе двухсекционной дизельной автомотрисы, призванный стать ключевым звеном технологической цепочки средств скоростной комплексной диагностики инфраструктуры. Первая такая машина уже поставлена в Азербайджан.

Комплекс предназначен для проверки наиболее сложных направлений, уточнения и вторичного контроля по данным магистральных вагонных комплексов, работающих в составе поезда, приемки отремонтированных участков, автоматизированной паспортизации объектов инфраструктуры, инспекционных поездок и проведения генеральных осмотров, формирования планов работ по содержанию инфраструктуры и их ранжирования по фактическому состоянию объектов на основе цифровых технологий.

"С внедрением наших новых комплексов в технологическую цепочку ОАО "РЖД" эксплуатационные расходы на проверку 1 км пути будут ниже в 2–3 раза, чем при проверке специализированными мобильными средствами, и в 4–5 раз, чем при проверке съемными средствами диагностики. При внедрении 50 указанных комплексов число специализированных лабораторий и съемных средств диагностики может сократиться в 2–3 раза. При этом качество, оперативность, эффективность диагностики, безопасность движения поездов, достоверность формируемых планов, эффективность использования ресурсов, как кадровых, так и материальных, существенно повысятся", – уверяет Владимир Тарабрин.

На основе многолетнего опыта работы с ведущими отраслевыми предприятиями ВНИИЖТом и ПКБ И по созданию автоматизированных систем контроля компания разработала в качестве программной оболочки представленных комплексов единый программный продукт ПО "ИНТЕГРАЛ", которое в реальном времени синхронизирует данные всех диагностических систем по единой координате, совмещает их визуализацию на одном рабочем месте и передает их в Единую корпоративную автоматизированную систему управления инфраструктурой ОАО "РЖД" (ЕК АСУИ).

Формированием итоговых документов по результатам работы диагностических комплексов занимается разработанный нами специализированный программный пакет "ПРАВДА-ДК" (Протоколы регистрируемых анализируемых выходных данных аппаратуры диагностического комплекса), обеспечивающий обработку и анализ всех элементов мониторинга, их хранение и передачу в режиме online в Единую корпоративную автоматизированную систему управления инфраструктурой ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы комбинаторного анализа данных КАСКАД.

Таким образом, собранная и обработанная при помощи цифровых технологий информация на наших диагностических комплексах позволяет уже сегодня перейти от системы предупредительно-плановых ремонтов к системе ремонтов по фактическому состоянию инфраструктуры.

Основными преимуществами использования цифровых технологий в управлении железнодорожной инфраструктурой являются достоверность и оперативность поступления информации о состоянии объектов инфраструктуры, безбумажное взаимодействие сотрудников и служб дороги, исключение человеческого фактора при автоматизированном контроле и анализе состояния объектов инфраструктуры, обеспечение качества планирования и выполнения работ по ремонту и содержанию, эффективность использования средств диагностики, экономически обоснованное планирование работ по ремонту и содержанию.

Цифровизация процессов позволяет выйти на качественно более высокий уровень и достичь максимального результата в реализации концепции "Безопасность, надежность, комфорт, эффективность".

Справка

АО "Фирма ТВЕМА" 30 лет сотрудничает с железнодорожными предприятиями, отраслевыми НИИ и КБ в качестве разработчика и производителя диагностических систем и средств и является их крупнейшим поставщиком в России. В целом на железных дорогах и метрополитенах более 30 стран на 5 континентах применяется около 400 мобильных диагностических средств производства компании. ТВЕМА имеет в линейке своих продуктов все виды средств железнодорожной диагностики и выполняет весь цикл работ по их созданию, производству, ремонту и обслуживанию. Производственная база компании полностью отвечает требованиям международных систем управления качеством – общей ISO 9001 и отраслевой IRIS.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.08.2019