06-05-24 / 2024
Новости отрасли
К портам – без подталкивания

На Дальневосточной магистрали завершается второй этап развития Восточного полигона. Здесь продолжается расшивка узких мест к портово-логистическим узлам Приморья и Хабаровского края. В конце апреля – начале мая сразу несколько масштабных проектов преодолели важный рубеж.

Одним из них стала сбойка тоннеля, состоявшаяся 26 апреля на участке Шкотово – Смоляниново в Приморье. Проект обхода на этом направлении – важное решение для Находкинского узла. Запуск в эксплуатацию двух тоннелей и нового пути на перегоне позволит отказаться от подталкивающих локомотивов.

Стройка под землей

Еще совсем недавно здесь шумела тайга. Сегодня на огромной площадке разместился городок строителей, а рядом котлован, где круглосуточно кипит работа. В прокладке тоннеля участвуют 1300 человек и задействовано 142 единицы строительной техники. Осталось совсем немного времени до того момента, когда по железной дороге, нырнувшей под сопку, пойдут поезда. По словам генерального директора АО "Мосметрострой" Сергея Жукова, это произойдет в декабре 2024 года. Грандиозная стройка идет без отклонений от графика. И сбойка одного из тоннелей – знаковое событие, приближающее важную цель.

Сейчас восточный портал тоннеля, где состоялась сбойка, выглядит празднично. По белым стенам сооружения разноцветной змейкой убегают вдаль огни. Идти по ровному и гладкому полу тоннеля легко, хотя еще совсем недавно здесь была грязь. Под бетоном спрятали гидроизоляцию и арматурный каркас. И только небольшой участок, где встретились бригады строителей, напоминает сырое подземелье – наведение лоска здесь еще впереди. А пока метровую перемычку грунта, разделяющего тоннель, готовится пробить горный комбайн. Несколько минут ожидания – и в стене появляется рваное отверстие. Через него по лестнице под аплодисменты и восторженные крики коллег ловко начинают спускаться строители. "Два года мы ждали этого момента, – говорит улыбаясь начальник участка № 3 Александр Валах. – Это моя первая сбойка в проходке, поэтому эмоции не передать словами".

Масштабный проект стартовал в апреле 2022 года, а уже в августе началась проходка двух однопутных тоннелей одновременно с четырех забоев. Действовать строителям, идущим навстречу друг другу, приходится в непростых геологических условиях. Здесь глина перемешана с грунтом плюс повышенная обводненность участков. Работы осложнены и небольшой глубиной залегания сооружений (максимальная точка – 30 м). Поэтому от взрывных работ пришлось отказаться в пользу специальных методов, которые позволяли обеспечить стабилизацию породы.

Горный профиль сделал участок Шкотово – Смоляниново одним из самых сложных на сети дорог как в содержании инфраструктуры, так и в пропуске поездов. В настоящее время пройти перевальные участки грузовым составам к портам Находки без помощи локомотивов-толкачей невозможно. Обходной участок, общая протяженность которого около 10 км, включая два однопутных тоннеля длиной 1450 м и 1420 м, позволит убрать барьерное место и уйти от использования дополнительной тяги. И вес поездов, следующих здесь, можно будет увеличить с 6300 до 7100 тонн.

Кроме того, по словам первого заместителя начальника Хабаровской группы заказчиков ДКРС Сергея Степанова, уже начата подготовка технико-экономического обоснования оставшихся узких мест рельсового пути, ведущего к портам Находки. Это еще более 30 км крутых подъемов и поворотов на перегонах около станций Анисимовка, Тигровый, Фридман, Красноармейский.

Ворота к Тихому океану

Другой не менее важный объект построен на БАМе в юбилейный для магистрали год. "Воротами к Тихому океану" называют перегон Дюанка – Токи, расположенный на линии к припортовым станциям Советская Гавань и Ванино. Здесь в том числе идет распределение угольных маршрутов в морские терминалы и вывод порожняка после выгрузки.

Ветра, высокая влажность и низкие температуры осложняли труд строителей. Чтобы сравнять рельеф, им пришлось провести выемку 650 тыс. куб. м грунта. В общей сложности бригады возвели три моста, уложили более 11 км пути, установили современные комплексы автоматики, телемеханики и связи.

Обновленная инфраструктура (первый поезд по вторым путям отправился 26 апреля) позволит пропускать до 39 пар поездов в сутки: отправлять уголь, нефть, вести северный завоз в самые отдаленные территории Сахалина, Камчатки и Чукотки.

2 мая, после переключения на новую цифровую систему регулирования движения, пошли поезда по еще одному новому главному пути на перегоне Усть-Орочи – Чепсары на линии Комсомольск-на-Амуре – Ванино.

"Новый путь пролегает между рекой Тумнин и двумя горными хребтами. Поэтому при модернизации участка строители выполнили большой объем земляных работ. Выемка и отсыпка грунта составила свыше 1 млн куб. м, – рассказывает инспектор по качеству и приемке строительно-монтажных работ производственно-технического отдела группы объектов Высокогорная – Ванино Антон Луканин. – Кроме того, было уложено более 9 км нового пути и три стрелочных перевода, реконструировано 10 водопропускных труб, возведен мост и проложено более 150 км различных кабельных коммуникаций".

Перегон оснастили противообвальными системами и камнеулавливателями для безопасности движения поездов. Площадь сооружений составила более 215 тыс. кв. м.

Строительство вторых путей на участке Комсомольск-на-Амуре – Ванино позволит увеличить его провозную способность с 40 до 82 млн тонн до конца 2024 года. Для этого необходимо модернизировать еще 20 перегонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.05.2024