13-07-17 / 2017
Новости отрасли
К океану через концессию

Во Франции 1 июля ввели в эксплуатацию две высокоскоростные магистрали общей протяженностью 484 км и стоимостью 12,3 млрд евро. Линии связали Тур с Бордо и Ле -Ман с Ренном. Они стали продолжением раздваивающейся в Курталене ветки LGV Atlantique, соединяющей Париж с западной частью страны.

Государственно-частное партнерство позволило Франции одновременно построить две ВСМ. Государственный оператор железнодорожной инфраструктуры Франции SNCF Reseau сообщил, что планы по строительству этих магистралей появились еще в начале 1990-х годов, но только в 2007 году французские власти дали зеленый свет четырем новым линиям. Двумя из них стали открытые сейчас LGV Sud-Europe-Atlantique (SEA) и LGV Bretagne-Pays de la Loire (BPL), связывающие регион Центр – долина Луары с Аквитанией и земли Луары и Бретань соответственно. Их необходимо было построить одновременно, и "для решения этой нестандартной задачи SNCF Reseau обратился к государственно-частному партнерству – первому в своем роде для создания высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры такого масштаба во Франции".

В июне 2011 года SNCF Reseau подписал 50-летний концессионный договор на создание магистрали SEA с LISEA – специальным дочерним предприятием французской строительной компании Vinci (33,4%), государственной финансовой группы компаний Caisse des Depots (25,4%) и частных инвестиционных фондов Meridiam (22%) и ARDIAN (19,2%). В рамках контракта LISEA отвечает за строительство, обслуживание и эксплуатацию ВСМ, замену путей и финансирование расходов на инфраструктуру, приняв на себя все сопутствующие риски. Компания также организует коммерческую эксплуатацию маршрута Тур – Бордо, взимая плату за доступ на него с железнодорожных операторов.

SNCF Reseau построил два центра управления и 10 развязок (38 км путей), связывающих с обычной сетью магистраль SEA протяженностью 302 км. Оператор будет эксплуатировать и обслуживать переезды и диспетчерские, управлять движением от имени LISEA и обеспечивать соответствующий уровень сервиса на протяжении всего срока действия контракта.

В общей сложности строительство SEA обошлось в 9 млрд евро. Из них 3,8 млрд евро составили инвестиции LISEA, 3 млрд евро – совокупные средства федерального и региональных бюджетов Франции и Евросоюза, и еще 2,2 млрд евро вложила SNCF Reseau. Путь из Парижа в Бордо по новой ВСМ занимает 2 часа и 4 минуты, что на 1 час 10 минут быстрее, чем по обычной сети. На маршруте ежедневно курсируют 27 поездов, обеспечивая 35 тыс. пассажиро-мест в сутки – в пять раз больше, чем местное авиасообщение. Ежегодный пассажиропоток на вокзале Бордо должен вырасти с 12 млн в 2015-м до 20 млн в 2035 году.

Глава LISEA Эрве Ле Кеньяк отметил, что благодаря слаженной работе вовлеченных сторон строительство линии удалось завершить даже раньше, чем планировалось. В конце февраля текущего года проект принял тогда еще действующий президент Пятой республики Франсуа Олланд.

В SNCF считают, что магистраль SEA будет востребована для деловых поездок и туризма. "Новая линия Париж – Бордо занимает центральное место в одной из ключевых целей SNCF – чтобы все больше и больше путешественников пользовались преимуществами высокоскоростного железнодорожного сообщения и отдавали предпочтение железной дороге вместо самолетов и автомобилей", – подчеркнули в компании.

Бывший премьер-министр Франции, мэр Бордо Ален Жюппе заметил, что магистраль поспособствует развитию туризма, бизнеса и аренды жилья в городской агломерации. "Новая линия Sud-Europe – Atlantique приведет к сдвигу в транспортных потоках, в частности выиграв долю рынка у авиакомпаний", – сказал мэр.

Президент регионального совета Новой Аквитании Ален Руссе подчеркнул значение ВСМ для всей области. "Эта новая высокоскоростная железнодорожная линия будет стимулировать туризм экспоненциально. И лидеры бизнеса всего региона смогут совершать обратные поездки в Париж за один день, что изменит их жизнь", – заключил он.

В июле 2011 года оператор SNCF Reseau подписал 25-летний договор о государственно-частном партнерстве с Eiffage Rail Express (ERE) – специально созданным дочерним предприятием крупнейшей французской инженерно-строительной компании Eiffage. Контракт подразумевал распределение рисков между государством (20%) и ERE (80%) и охватывал проектирование, строительство и эксплуатацию новой линии BPL. При этом из общей стоимости проекта, превышающей 3,3 млрд евро, объем инвестиций SNCF составил 1,4 млрд евро, а государственные вложения почти поровну поделили федеральный (995 млн евро) и региональный (945 млн евро) бюджеты.

В результате магистраль протяженностью 182 км связала административные центры департаментов Сарта и Иль и Вилен, сократив время в пути между столицей и Ренном до 1 часа 25 минут, что на 39 минут быстрее поездки по обычной железнодорожной сети, с которой новую ВСМ соединяют восемь развязок (32 км путей) и два контрольных центра. По маршруту ежедневно курсируют 20 поездов, обеспечивая 30 тыс. пассажиро-мест в сутки. Ожидается, что годовой пассажиропоток на вокзале в Ренне вырастет с 9 млн в 2015 году до 20 млн в 2020 году.

Президент регионального совета Бретани Лоиг Шене-Жирар подчеркнул, что строительство новой линии стало результатом непрерывных усилий, продолжавшихся многие годы, и регион давно ожидал его завершения.

Уровень сервиса в высокоскоростных (320 км/ч) поездах на новых линиях отличается повышенным комфортом и расширенным перечнем услуг. Так, 15 специальных поездов Oceane отделаны известными дизайнерами с применением натуральных материалов и оборудованы различными удобствами, чтобы создать "пространство более привлекательное, чем когда-либо". Их количество планируют увеличить до 55 составов к 2021 году. На линиях предусмотрены тарифы эконом-, второго и премиум-класса. Минимальная стоимость поездки из Парижа в Бордо или Ренн составляет 10 евро, билеты класса премиум стоят от 25 и 20 евро соответственно.

Председатель исполнительного совета SNCF Гийом Пепи отметил, что компания делает ставку на высокую скорость и большую пропускную способность в пассажирском сообщении. "Мы хотим вдохновить еще четыре миллиона людей на ежегодные путешествия с нами", – резюмировал он.

В торжественном открытии пассажирского сообщения на линиях, состоявшемся 1 июля, приняли участие президент Франции Эммануэль Макрон и министр транспорта Элизабет Борн. В ходе церемонии в Ренне президент страны призвал сфокусировать инвестиции в транспортную инфраструктуру на реконструкции традиционной железнодорожной сети и улучшении повседневных поездок людей. Он пообещал, что в 2018 году транспортное законодательство будет обновлено для определения приоритетов и обеспечения финансирования.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.07.2017