24-07-14 / 2014
Новости отрасли
К единому результату

Сегодня на Центральную дирекцию управления движением возложены масштабные задачи, направленные на повышение эффективности перевозочного процесса. О том, как они решаются, и дальнейших перспективах развития наша беседа.

Основное направление развития – повышение эффективности технологии эксплуатационной работы. Анатолий Краснощек, старший вице-президент ОАО «РЖД»

– Анатолий Анисимович, какие задачи стоят сегодня перед Центральной дирекцией управления движением и насколько успешно они выполняются?

– Решение о создании дирекции как филиала ОАО «РЖД» было принято Советом директоров компании 2 июня 2009 года. Ее создание проходило в условиях значительных преобразований в системе управления компанией, изменения направления следования грузопотоков, формирования парка собственного подвижного состава. В процессе формирования вертикали управления в структуре филиала создано 16 региональных дирекций управления движением. Сегодня в целевом состоянии организационная структура дирекции имеет трехуровневое строение управления движением, которое приведено к единым принципам построения вертикали управления движением.

Филиал выполняет ответственную задачу по организации безопасного и стабильного перевозочного процесса, которая включает в себя управление движением, коммерческую работу в сфере грузовых перевозок, работу по организации перевозочного процесса, в том числе тяжеловесного движения. В компетенции дирекции – обеспечение безопасности движения поездов, оптимизация технологии управления вагонными парками, развитие сортировочных станций и повышение пропускных и провозных способностей сети.

В этой связи дирекция стала инициатором ряда технологических документов, получивших статус программных в рамках развития холдинга, кроме того, по инициативам филиала внесены изменения в федеральные законы. При этом в новых условиях значительно расширена сфера ответственности дирекции. Помимо решения производственных вопросов на нее возложено ведение финансово-экономической и нормотворческой деятельности, управление персоналом.

Руководством компании перед филиалом поставлены такие масштабные задачи, как повышение эффективности перевозочного процесса за счет совершенствования технологии, улучшения качества использования подвижного состава, снижения непроизводительных потерь, обеспечения нормативных сроков доставки грузовых отправок и сохранности перевозимых грузов.

Упомяну также, что в целях повышения технологической дисциплины, внутренней эффективности и клиентоориентированности в компании ведется работа по организации поэтапного перехода на движение грузовых поездов по расписаниям. Совершенствуются системы нормирования показателей эксплуатационной работы с учетом изменения структуры вагонного парка и развития полигонных технологий. Все это делается в целях объективной оценки качества использования инфраструктуры общего пользования и локомотивного парка, а также мотивации коллективов производственных вертикалей на достижение единого результата – эффективности перевозочного процесса.

– Какие технологии управления вагонными парками сегодня являются определяющими на сети и зарекомендовали себя наиболее эффективно?

– На эффективность организации перевозочного процесса большое влияние стали оказывать факторы, связанные с созданием рынка оперирования грузовыми вагонами. В соответствии с «Целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года» вагонный парк стал полностью приватным. В 2013 году количество российских вагонов, принадлежащих более чем 1800 собственникам и операторам, превысило 1,2 млн. Несмотря на снижение перевозок, рост приватного парка продолжается. С 2003 года парк увеличился на 47%, а число полувагонов – в 2,2 раза.

Переизбыток порожних вагонов привел к тому, что вагонный парк стал работать крайне неэффективно, что, в свою очередь, привело ко многим негативным последствиям, в частности росту числа технологических потерь. Это и снижение участковой скорости, и дополнительная потребность более чем в 450 поездных и 300 маневровых локомотивах, и рост протяженности «узких мест» инфраструктуры на 1600 км.

Одним из путей решения этой проблемы видится консолидация части парка универсальных вагонов (прежде всего полувагонов) под управлением общесетевого перевозчика. При этом в целях обеспечения оперативного ценового реагирования вагонной составляющей в тарифе на изменяющуюся конъюнктуру рынка необходимо ее дерегулирование. Соответствующие предложения ОАО «РЖД» по консолидации под управлением компании не менее 30% парка универсальных полувагонов и дерегулированию вагонной составляющей тарифа направлены в Правительство РФ.

В соответствии с заключенным 27 февраля 2014 года договором между ОАО «РЖД» и ОАО «ФГК» № 66 на оказание услуг по оптимизации логистических схем перевозок вагонов начиная с марта текущего года в управлении ОАО «РЖД» находится более 90 тыс. полувагонов рабочего парка, принадлежащего ОАО «ФГК». За период действия договора в результате применения принципов балансового метода регулирования порожних полувагонов достигнута положительная динамика выполнения основных количественных показателей и значительно улучшено качество использования подвижного состава. Погрузка полувагонов консолидированного парка в мае текущего года по отношению к марту увеличилась на 15% и составила 157 тыс. вагонов. Оборот вагона снижен на 7%, до 16,45 суток, переработка порожних вагонов на сортировочных станциях сокращена на 87%. На 8,5 процентного пункта снижена доля порожнего пробега вагонов. Производительность вагона выросла на 24%.

– Отдельно позвольте остановиться на внедрении полигонных технологий управления движением. Каких результатов удалось добиться за счет реализации этой задачи, в каком направлении ведется работа сегодня?

– Филиал ведет целенаправленную работу по организации деятельности при переходе на полигонное управление, которое оказывает решающее воздействие на выполнение задач в части улучшения качества использования тяговых ресурсов. В 2013 году созданы 5 центров управления тяговыми ресурсами, объединяющих полигонные технологии управления локомотивными парками и эксплуатационную работу. Это позволило в текущем году улучшить все качественные показатели использования тягового подвижного состава. Качество регулирования локомотивным парком по полигонной технологии позволило меньшим количеством тягового подвижного состава (почти 1000 локомотивов по отношению к отчету прошлого года) обеспечить возросший объем перевозок.

Работа на этом не останавливается, а уже приобрела системный характер. Сейчас с целью повышения эффективности работы эксплуатируемого парка локомотивов организовано тяговое обеспечение на полигоне Карымская – Хабаровск – Смоляниново объединенным парком электровозов серии 3ЭС5К приписки Забайкальской и Дальневосточной дирекций тяги с установлением тягового плеча Карымская – Смоляниново протяженностью 3024 км. С проведением технического обслуживания в объеме ТО-2 на ПТОЛ станций Карымская и Смоляниново.

Рассматривается технология работы полигона Таксимо – Ванино (БАМ) с использованием более полной мощности грузовых тепловозов. Впоследствии будут установлены безотцепочные плечи работы парка тепловозов: Таксимо – Тында, Тында – Комсомольск, Волочаевка – Комсомольск – Ванино.

В текущем году утверждена технология обслуживания грузовых поездов массой 6000 тонн на полигоне Анисовка – Ершов – Новоперелюбская – Оренбург тепловозами серии 2ТЭ116У, которая устанавливает порядок безотцепочного проследования тепловозов с транзитными поездами от начального до конечного пункта технического обслуживания локомотивов, исключив при этом постановку локомотива под поезда с пробегом до очередного технического обслуживания в объеме ТО-2, превышающем установленные технологией нормативы.

– Как бы вы оценили выполнение графика движения поездов и показателей надежности доставки грузов? Какая работа проводится для их улучшения?

– Это очень важный вопрос, и его решению в компании уделяется приоритетное внимание. От уровня выполнения названных показателей во многом зависит не только повышение клиентоориентированности и доходности холдинга, но и рост внутренней эффективности нашей работы, сокращение непроизводительных потерь и расходов.

Задача комплексная и охватывает все элементы перевозочного процесса, поэтому ключевая роль и ответственность здесь, конечно, принадлежит Центральной дирекции управления движением.

В первом полугодии 2014 года уровень выполнения графика отправления грузовых поездов улучшен к прошлому году на 5,6%, а по проследованию – на 13,5%. Если же проводить сравнение с показателями двухлетней давности, нужно отметить, что параметры выполнения графика возросли более чем на четверть. Такая динамика положительно влияет на выполнение скорости перевозок. Если по итогам 2013 года маршрутная скорость груженых маршрутов составила 525 км/сут., то в 1-м полугодии 2014 года данный показатель выполнен на уровне 582 км/сут. При этом выполнение маршрутной скорости грузовых поездов без учета потерь, не связанных с ответственностью ОАО «РЖД», составило 604 км/сут.

Маршрутная скорость контейнерных поездов за шесть месяцев 2014 года составила 892 км/сут., что на 14 км/сут., или на 1,6% выше, чем в прошлом году.

В рамках проводимой работы по повышению эффективности перевозочного процесса в компании реализуется ряд мероприятий, направленных на увеличение скорости грузовой отправки как наиболее комплексного показателя качества перевозок. Так, одним из мероприятий стало создание в структуре дирекции вертикали по контролю за соблюдением сроков доставки грузов. Это позволило уже в текущем году повысить скорость доставки грузов и порожних вагонов на 63 км/сут. к уровню прошлого года до 296 км/сут. Скорость доставки груженой отправки составляет 329 км/сут. с увеличением на 63 км/сут. В текущем году увеличение скорости доставки достигнуто по всем категориям отправок. Надежность доставки грузовых отправок составила 87,5% с увеличением к аналогичному периоду 2013 года на 5,4 процентного пункта.

В установленные сроки доставлено 91% груженых и 85% порожних отправок.

– Президентом компании поставлена задача поэтапного перехода на оказание услуги по технологии движения поездов по выделенным расписаниям. Какие промежуточные итоги можно подвести, каковы намеченные рубежи до конца года и на перспективу?

– Организация движения грузовых поездов по расписанию является одним из основных инструментов повышения эффективности эксплуатационной работы. В графике движения поездов на 2014/15 год предусмотрено 652 грузовых поезда, курсирующих по специально разработанным расписаниям, в том числе 90 – наливные маршруты, 176 – для перевозки рудно-металлургических грузов, угля, черных металлов, минеральных удобрений, кокса, химикатов и прочих, 320 – контейнерные и рефрижераторные поезда, 66 – для порожних составов.

В 1-м полугодии текущего года со станций массовой погрузки по специализированным расписаниям отправлено 34 тыс. поездов, из них более 19 тыс. в междорожном сообщении и 15 тыс. – в местном, тогда как за весь прошлый год было отправлено всего 44,5 тыс. поездов.

Реализация технологии движения грузовых поездов по расписанию позволила обеспечить внедрение ряда новых проектов. Так, с мая прошлого года реализуется пилотный проект «Грузовой экспресс», направленный на привлечение дополнительных объемов перевозок высокодоходных грузов, в рамках которого предусмотрено отправление поездов по специализированным расписаниям с автомобилями и сборными грузами со станций Октябрьской и Московской дорог. За 6 месяцев 2014 года отправлено 175 поездов, а в 2013 году – 200 поездов.

Организованы перевозки грузов с фиксированным временем отправления и прибытия на договорных условиях, являющиеся инновационной услугой, которые, с одной стороны, позволяют грузовладельцам оптимизировать доставку сырья и сбыт продукции с достижением определенного экономического эффекта, а с другой – способствуют получению дополнительных доходов для ОАО «РЖД». В настоящее время с 42 грузоотправителями заключено 32 договора на перевозку грузов с фиксированным временем отправления и прибытия, включающих 74 корреспонденции и охватывающих 11 дорог.

За 6 месяцев 2014 года в рамках заключенных договоров отправлено 6,5 тыс. поездов, что в 1,5 раза выше уровня 2013 года, перевезено более 27,4 млн тонн грузов, это в 2,3 раза выше 2013 года, получен дополнительный доход в размере 402,6 млн руб. (136% к уровню 2013 года).

Необходимо отметить, что одним из приоритетных направлений развития холдинга остаются контейнерные перевозки. За 6 месяцев года отправлено более 5,3 тыс. ускоренных контейнерных поездов, из них 4,5 тыс. поездов по графику (84,6%). Маршрутная скорость составила 892 км/сут., что выше аналогичного периода прошлого года на 14 км/сут. (878 км/сут. в 2013 году). По сети проследовало более 25 тыс. ускоренных контейнерных поездов, из них более 17 тыс. по расписанию (68,3%).

Достижение мирового уровня качества контейнерных перевозок – одна из важнейших задач «Стратегии-2030». Предпосылками для создания нового транспортного продукта «Транссиб за 7 суток» послужил мировой экономический кризис 2009–2010 годов, когда железнодорожный транспорт нашей страны испытал потери в перевозке традиционных грузов. Руководством компании была поставлена задача привлечения дополнительного объема контейнерных перевозок. Основным критерием внедрения данной программы является значительное сокращение сроков доставки в сравнении с морским транспортом за счет значительного увеличения маршрутной скорости.

На постоянной основе проект реализуется с мая 2013 года. За первое полугодие 2014 года отправлен 251 поезд, из них 215 поездов в соответствии с графиком, маршрутная скорость составила 1084 км/сут., что на 192 км/сут. выше, чем у контейнерных поездов.

– Выполнение показателей использования подвижного состава в грузовом движении, как известно, в последнее время имеет тенденцию к улучшению, в связи с этим расскажите, пожалуйста, за счет чего это стало возможным и какое значение имеет для повышения эффективности работы сети в целом?

– В ОАО «РЖД» постоянно ведется работа по организации движения поездов повышенного веса. Так, с начала года проведено более 2 тыс. поездов весом более 8050 тонн, что выше прошлого года на 82,2%, и более 14 тыс. соединенных поездов, что выше уровня прошлого года на 16,2%.

Для реализации мер по увеличению провозных способностей с апреля текущего года проводятся испытания поездов массой 7100 тонн на Восточном полигоне. Опытные поездки были выполнены с составами поездов из вагонов с осевой нагрузкой 25 тонн и с применением новых мощных локомотивов 2х2ЭС5К «Ермак» и 2х2ТЭ25А «Витязь». Использование вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось также актуально для организации локальных кольцевых маршрутов, позволяющих на станциях отправления ежесуточно формировать маршрут, следующий без переработки на всем пути следования, что позволит не только сэкономить на дополнительных вложениях в инфраструктуру, но и исключить возможные риски нарушений безопасности движения при организации поездной и маневровой работы с длинносоставными поездами.

Итоги экспериментальных поездок показали возможность вождения тяжеловесных поездов как по БАМу, так и по главному ходу Транссиба, что является решением задачи компании по повышению пропускных способностей Восточного полигона.

Для обеспечения рационального баланса роста пропускных и провозных способностей целевой задачей должна стать реконструкция инфраструктурного комплекса под минимальные межпоездные интервалы 10 минут для дорог Восточного полигона с весовыми нормами 7100 тонн.

Благодаря реализации мероприятий, направленных на расширение участков обращения поездов повышенной массы и длины, на протяжении последних лет нам удалось организовать движение поездов массой 8 и 9 тыс. тонн в направлении Кузбасс – Центр на постоянной основе, ежегодно добиваясь повышения среднего веса поезда, тем самым позволив дополнительно перевозить более 60 млн тонн грузов.

– Возрастающие грузопотоки в направлении российских портов создают определенные проблемы как на самой сети, так и у моряков. Какая работа проводится в направлении совершенствования взаимодействия с портами?

– За последние 5 лет объемы перевозок экспортных грузов назначением в порты России выросли на 20% и в 2013 году составили свыше 226 млн тонн. Наибольший прирост – на 36% – достигнут в дальневосточных портах, где перевозки угля увеличены в 2,4 раза и составили 50 млн тонн. На 32% выросли перевозки на порты Северо-Запада за счет увеличения перевозок нефти и угля на 26 и 29% соответственно.

В текущем году, несмотря на кризисные явления в экономике, рост перевозок в российских портах продолжился. За 6 месяцев года перевезено 126 млн тонн экспортных грузов, что на 12% выше соответствующего уровня прошлого года.

Стабильная работа ОАО «РЖД» по организации перевозок внешнеторговых грузов через порты обеспечивалась логистическими центрами, созданными в региональных дирекциях движения припортовых дорог. Эффективная работа по подводу поездов на припортовых дорогах позволила в текущем году обеспечить динамику роста выгрузки над погрузкой. Так, рост погрузки в адрес портов Дальневосточной дороги составил 17%, а выгрузки – 15%, Северо-Кавказской – 15 и 20%, Северо-Запада – 11 и 17% соответственно.

В условиях устойчивого роста погрузки в адрес российских портов на припортовых дорогах ежесуточно отставленными от движения остаются более 150 поездов. При этом несовершенство нормативно-правовой базы позволяет грузовладельцам не только уходить от ответственности, но и предъявлять железнодорожникам претензии за просрочку в доставке.

В настоящее время проводится работа по внесению изменений в федеральное законодательство, которое позволит регулировать порядок определения платы за нахождение подвижного состава на инфраструктуре общего пользования, порядок сменно-суточного планирования объемов переработки грузов, ответственность сторон за невыполнение согласованных норм переработки вагонов.

Экономическое и транспортное развитие припортовых регионов России должно предусматривать оптимальное инженерное, транспортное и логистическое обеспечение. Перевалка грузов должна концентрироваться и производиться через специализированные перегрузочные терминалы. В морских портах пути необщего пользования и грузовые фронты должны иметь жесткую специализацию по номенклатуре перегружаемых грузов.

Решение данных проблем во многом зависит от принятия Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации», в котором определены принципиальные вопросы взаимодействия железных дорог и операторов морских терминалов.

В целях улучшения качества работы по перевозкам возрастающего грузопотока через морские порты в 2013 году разработан и внедрен Единый комплексный технологический процесс (ЕКТП) работы Усть-Лужского транспортного узла. Данный комплексный технологический процесс обеспечивает повышение надежности взаимодействия железнодорожного и морского транспорта, улучшение использования подвижного состава и снижение эксплуатационных затрат за счет совершенствования технологии эксплуатационной работы путей необщего пользования, обслуживающих операторов морских терминалов и станций Усть-Лужского транспортного узла. Кроме того, обеспечивается единый ритм в перевозочном процессе железной дороги и путей необщего пользования, обслуживающих операторов морских терминалов. В текущем году разрабатывается Единый комплексный технологический процесс (ЕКТП) Новороссийского транспортного узла и портов Таманского полуострова.

Вместе с тем во взаимодействии железных дорог и морских портов имеется ряд вопросов, требующих незамедлительных решений. Систематическое невыполнение нормативов выгрузки в портах привело к формированию неприемлемой технологии, основанной на постоянном накоплении экспортных грузов в поездах, отставленных от движения, и использованию инфраструктуры общего пользования в качестве склада на колесах.

– Что бы в преддверии пятилетнего юбилея Центральной дирекции управления движением вы пожелали ее коллективу в целях дальнейшего повышения ведущей роли в организации перевозочного процесса на всех уровнях управления?

– Бытует ошибочное мнение, что в процессе структурных преобразований функции Центральной дирекции управления движением в организации перевозочного процесса будут сведены исключительно к диспетчерскому управлению. Это не так. Ведь именно технологические инициативы дирекции на протяжении многих лет обеспечивали устойчивое развитие ОАО «РЖД» и формирование новых подходов к управлению перевозочным процессом.

И сегодня, в непростых экономических условиях, основой повышения качества перевозок, уровня клиентоориентированности и достижения стратегических целей для ОАО «РЖД», как для системообразующей производственной компании, по-прежнему является эффективная технология эксплуатационной работы. А значит, лидирующая роль Центральной дирекции управления движением при взаимодействии со всеми производственными вертикалями, а вместе с тем и ее высокая ответственность будет возрастать.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок24.07.2014