29-06-12 / 2012
Новости отрасли
К чему ведет снижение перевозок мазута с Киришского ПНЗ

Модернизация "Киришинефтеоргсинтеза" может обернуться проблемами для крупнейшего частного железнодорожного оператора страны - "Трансойла". Суда по всему, с будущего года компания Геннадия Тимченко лишится перевозок к экспортным портам почти 5 млн твг киришского мазута, который будет перерабатываться на новой заводской установке гидрокрекинга.

Снижение грузопотока "Трансойл" может частично компенсировать поставками из Киришей дополнительных объемов дизельного топлива. Поскольку причалы "Роснефтьбункера" в Усть-Луге пока не могут отгружать светлые нефтепродукты, наиболее вероятными направлениями этих поставок на первых порах представляются Петербургский нефтяной терминал, а также порты Таллина и Высоцка - все они сегодня принимают продукцию "Кифера". Возможно, "Трансойл" попытается сохранить грузопоток и за счет других направлений - в частности, перевозок к новому нефтепродуктовому терминалу "Отеко" в Тамани. однако эта задача осложняется возрастающей конкуренцией между операторами, связанной с уходом значительных объемов нефтегрузов с железной дороги в трубу.

В прошлом году Киришский НПЗ "Сургутнефтегаза" произвел 10,9 млн тонн мазута (в том числе 7,3 млн тонн топочного), и почти весь этот объем - 10,7 млн тонн - был экспортирован. Ранее до 8 млн твг мазута завод отправлял в цистернах "Трансойла" в таллиннский порт Мууга, остальное - на Петербургский нефтяной терминал (ПНТ). После запуска в январе 2011 года терминала "Роснефтьбун-кера" в Усть-Луге на него ушла большая часть "эстонских" объемов. В течение года мазутные поставки по маршруту станция Кириши - станция Лужская неуклонно росли, составив в декабре 553 тыс. тонн. Еще 220 тыс. тонн мазута завод в декабре экспортировал через ПНТ и 136 тыс. тонн - через Муугу.

Мазут уйдет на гидрокрекинг

С будущего года транспортные схемы "КИНЕФа", по-видимому, вновь претерпят изменения. Это обстоятельство связано с нынешним прогрессом многострадального проекта строительства в Киришах крупнейшего в Европе комплекса глубокой переработки нефти, стоимость которого сегодня оценивается более чем в 88 млрд рублей. Проект был озвучен еще в 1997 году, после чего сроки его реализации неоднократно переносились. Лишь в феврале этого года на заводе была запущена первая очередь комплекса - установка гидродепарафинизации, позволившая улучшить качество выпускаемых дизельных топлив (см. "Первая очередь"). Предполагается, что благодаря этому заводв2012годупроизведет более 1,5 млн тонн топлива стандартов Евро-4 и Евро-5.

К концу года ожидается ввод второй очереди комплекса глубокой переработки - установки гидрокрекинга, которая позволит перерабатывать до 4,9 млн тонн мазута с получением низкосернистого дизельного топлива и авиационного керосина. Как сообщается, за счет этого с 2013 года завод сможет выпускать около 7 млн твг дизтоплива, из которых 80% будет приходиться на стандарты Евро-3, Евро-4 и Евро-5.

Согласно прошлогодним материалам "Сургутнефтегаза", установка гидрокрекинга мазута позволит производить дополнительно 2,8 млн твг светлых нефтепродуктов, полностью отказавшись от выпуска дизтоплива с содержанием серы 0,2%. При этом приводились конкретные цифры, несколько отличавшиеся от озвученных ныне: 32% от общего объема производимого дизтоплива должно приходиться на стандарт Евро-2,22% на Евро-3,29% на Евро-4 и 17% на Евро-5. С 2016 года в соответствии с требованиями техрегламента по моторным топливам завод должен полностью перейти на производство ДТстандарта Евро-5.

Труба плюс РЖД

Таким образом, в случае реализации нынешних планов почти половина производимого в Киришах мазута с будущего года уйдет на переработку. И перевозчику этого мазута - "Тран-сойлу" - надо думать, чем компенсировать почти 5 млн твг потерянного грузопотока. Отметим, что в прошлом году в связи с запуском нефтепровода Сковородино - Китай компания Геннадия Тимченко уже сократила объемы транспортировки (см. "Без "китайской" нефти").

Наиболее очевидный вариант - использовать высвободившийся колесный парк для перевозки из Кири-шей дополнительных объемов дизтоплива. Напомним, что ДТ с содержанием серы 0,05% (стандарт "Евро-2"), ранее поставлявшееся в Санкт-Петербург, "КИНЕФ" с недавних пор отправляет в Усть-Лугу по продукто-проводу "Север". Однако маловероятно, что после ввода установки гидрокрекинга эта труба примет все "новое" киришское дизтопливо, основную часть которого, как отмечалось выше, составит продукция стандартов Евро-3 и Евро-4. Во-первых, последовательная транспортировка по трубопроводу более чем двух сортов топлива представляет технические сложности и существенно снижает производительность его работы. Во-вторых, имеющийся сегодня резерв мощностей "Севера" нужен для увеличения прокачки продукции с содержанием серы не более 10 ррт (Евро-5), для которой и строилась эта магистраль. По-видимому, после запуска гидрокрекинга из Киришей в "Север" пойдет лишь ДТ Евро-5, объемы которого на первых порах будут не слишком велики.

Остальное дизтопливо возьмет на себя железная дорога. По неофициальным данным, структуры Геннадия Тимченко контролируют значительный пакет "Сургутнефтегаза", а потому логично предположить, что изменения в ассортименте продукции "КИНЕФа" не должны повредить давнему партнерству завода с "Тран-сойлом".

Возможны варианты

Но куда именно поедет произведенное на установке гидрокрекинга топливо, не вошедшее в "Север"?

Терминал "Роснефтьбункера" в Усть-Луге пока способен переваливать только мазут (в прошлом году отгружено 6,5 млн тонн); запуск эстакад по перевалке бензинов и дизтоплива планировался на перспективу, и конкретные сроки не назывались (см. "Весь спектр нефтеналива" в "Транспорте" №9, 2010 г.). Правда, в прошлом году прошла информация о том, что ввод в Усть-Луге мощностей для светлых нефтепродуктов возможен уже летом 2012 года. Однако до последнего времени никаких новостей на этот счет не появилось. Есть основания полагать, что упомянутые сроки будут перенесены, как, кстати, произошло с запуском первой очереди "Роснефтьбункера".

Не исключено, что часть "нового" дизтоплива на первых порах будет поставляться на терминал Санкт-Петербурга вместо ушедших трубопроводных объемов. Ранее такой вариант считался проблематичным из-за перегруженности подъездов к порту. Однако после того как "Транснефть" прошлой осенью закрыла трубопровод к ПНТ из Кири-шей, терминал оптимизировал логистику нефтепродуктов, построив новую эстакаду для приема железнодорожных вагонов.

Кроме того, возможно, владельцы Киришского НПЗ вновь заинтересуются эстонским направлением и вместо мазута направят в Муугу дизель. Отметим, что в последние годы перевалка светлых нефтепродуктов в Таллинском порту снижалась из-за ухода значительных объемов в российский Приморск по трубопроводу "Север". Между тем Муута активно наращивала мощности по перевалке и хранению топлива (во многом в расчете на белорусский налив): недавно построенный причал может круглый год обслуживать крупнотоннажные танкеры, а компании Vesta Terminal Tallin и Vopak E.O.S. в 2010 году заявили о строительстве новых резервуаров общим объемом 175 тыс. тонн.

Наконец, некоторые объемы "нового" дизеля могут пойти из Ки-ришей и в Высоцк. Как сообщили источники на рынке, с прошлого ноября завод уже экспортирует через этот порт часть дизтоплива, ранее переваливавшегося на ПНТ.

При этом не приходится сомневаться, что после ввода мощностей по перевалке светлых нефтепродуктов на терминале "Роснефтьбункера" все ки-ришское дизтопливо, "непригодное" для "Севера", будет переброшено именно туда. Впрочем, "Роснефтьбун-кер" (который, напомним, через не-фтетрейдера Gunvor также контролируется Геннадием Тимченко) в любом случае не останется внакладе. Вполне возможно, что после ухода части мазута на гидрокрекинг "КИНЕФ", чтобы не лишать Усть-Лугу грузооборота, сосредоточит в этом порту все экспортные поставки мазута, полностью отказавшись от его перевалки в Муугу и ПНТ.

Первая очередь

В СОСТАВ первой очереди комплекса глубокой переработки нефти на Киришском НПЗ входят установка гидродепара-финизации Л-24-10/2000, второй поток установки получения элементарной серы (для переработки сероводорода, получаемого на установке гидродепарафинизации), и ПГВ-2 - подстанция глубокого ввода, обеспечивающая комплекс электроэнергией.

Как сообщил гендиректор ООО "КИНЕФ" Вадим Сомов, установка Л-24-10/2000, спроектированная ООО "Ленгипронефте-хим", при использовании современных катализаторов гидроочистки и гидродепарафинизации способна производить диз-топливо зимних сортов с ультранизким содержанием серы. При этом, перерабатывая в качестве сырья атмосферный газойль, использовавшийся ранее в приготовлении мазутов, завод дополнительно получит более 800 тыс. тонн экологически чистого топлива в год.

Проводимая в 2011 году модернизация затронула и производство автобензинов. Так, к имеющемуся комплексу получения ароматических углеводородов добавилась установка экстрактивной дистилляции бензола. Это оборудование за счет извлечения бензола из катализата установок каталитического ри-форминга позволило снизить содержание бензола в товарных автобензинах, обеспечив стабильное производство бензинов класса 4 с наращиванием выпуска бензола чистотой 99,99%.

С 2015 года, когда в Киришах планируется завершить строительство комплекса высокооктановых бензинов, все производимые заводом бензины должны соответствовать стандарту Евро-5.

К концу 2012 года глубина переработки нефти на заводе должна вырасти с нынешних 65 до 68%, а к 2015 году - до 77%. Дальнейшее увеличение глубины переработки до 94-95% возможно после 2017 года. При этом объем переработки нефти планируется сохранить на нынешнем уровне - 21-22 млн твг.

А вот кому цистерны?

В КОНЦЕ МАРТА ФАС разрешила ООО "Спецморнефтепорт Козьмино", "дочке" "Транснефти", выкупить 49% в ОАО "Востокнефтетранс". Это предприятие было создано "Транснефтью" и "Уралвагонзаводом" (УВЗ) для перевозок нефти по железной дороге из Сковородино в Козьмино в рамках ВСТО-1. После запуска в конце 2012 года второй очереди Восточной трубы потребность в железнодорожных перевозках по этому маршруту отпадет. В прошлом году "Транснефть" обсуждала с УВЗ возможность выкупа его 49%-ного пакета в СП, однако переговоры тогда не увенчались успехом.

Нынешнее решение ФАС позволяет предположить, что акционерам удалось достичь решающего прогресса в переговорах. Как сообщил пресс-секретарь "Транснефти" Игорь Демин, стоимость пакета УВЗ уже оценена независимым оценщиком. По словам Демина, после консолидации 100% "Востокнефтетранса" "Транснефть" может перепрофилировать или продать этот актив.

Одним из наиболее вероятных претендентов на покупку цистерн "Востокнефтетранса" ранее называли "Трансойл". Но с учетом продолжающегося ухода нефти и нефтепродуктов с железной дороги в трубу и вполне реальных перспектив сокращения производства мазута в России можно предположить, что "Транснефти" будет непросто получить за цистерны "Востокнефтетранса" хорошие деньги.

Без "китайской" нефти

В 2011 ГОДУ "Трансойл" перевез 53,2 млн тонн нефтеналивных грузов (из них 46% - светлые нефтепродукты), на 9,8% снизив объемы перевозок по сравнению с уровнем позапрошлого года. Это обстоятельство было обусловлено завершением контракта с "Роснефтью" на перевозки нефти в КНР со станции Зуй в связи с вводом в эксплуатацию нефтепровода Сковородино - Китай. Доля нефти в структуре грузов "Трансойла" сократилась с 23%-до 11%. Уход сырьевой продукции частично был замещен ростом перевозок мазута и дизтоплива - на 6% и 4% соответственно и в меньшей степени автобензина (на 1,5%).

По состоянию на конец прошлого года в управлении "Трансойла" находилось 29015 цистерн (из них 51% - собственный парк); средний возраст которого составлял 9,6 года.

Новороссийский торговый порт

Город Новороссийск, расположенный на берегу Цемесской бухты в Черном море, был основан в 1838 году, а уже через 7 лет по царскому указу там был открыт порт. В 1846 году Новороссийск принял 102 российских и 17 иностранных судов, которые перевозили в основном зерно, мед, рыбу, сахар и табак. Отсутствие транспортной связи с промышленно и аграрно развитыми российскими регионами долгие годы мешало развитию порта. В 1887 году общий грузооборот составил всего 7,5 тыс. пудов. С открытием в 1888 году железнодорожной линии Новороссийск - Тихорецкая проблема была решена. С этого времени порт начинает интенсивно развиваться - строятся новые пристани, растет товарооборот, в том числе за счет увеличивающегося экспорта нефти. На рубеже XIX-XX веков Новороссийский порт становится крупным торговым центром.

В дальнейшем, в первой половине XX века, порт дважды - в периоды Гражданской войны (1918-1920 гг.) и Великой Отечественной (1942-1943 гг.) - разрушался и возводился вновь.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт28.06.12Кто-то находит - кто-то теряет