31-10-12 / 2012
Новости отрасли
Изменения законодательной базы упростят грузовладельцам инвестиции в инфраструктуру

Минтранс России разработал поправки к проекту постановления правительства от 2005 года, которые законодательно обеспечивают механизм взаимодействия частных компаний и ОАО «РЖД» в совместных проектах по строительству железнодорожной инфраструктуры.

Действующее законодательство не позволяет использовать инфраструктурные активы ОАО "РЖД" в рыночном обороте, что является серьезным барьером на пути частных инвестиций и тормозит строительство новых железнодорожных путей. Примеры, когда РЖД и частным компаниям удается договориться о вложении средств в инфраструктурные проекты, единичны. Пока только НОВАТЭК обещал профинансировать работы по увеличению пропускной способности инфраструктуры Свердловской железной дороги на участке Лимбей - Сургут - Тобольск.

Вложенные средства - 30,5 млрд руб. - будут возвращены инвесторам за счет тарифа на перевозку груза. Плюс компания получает гарантии вывоза своих объемов.

Этот пример стал прецедентом. Однако остальные грузовладельцы не торопятся ему следовать. К примеру, СИБУР, который, как и НОВАТЭК, осенью прошлого года, подписал с ОАО "РЖД" меморандум о намерениях, переходить к более кон кретным шагам не стал. Компанию останавливает отсутствие законодательно прописанной процедуры возврата вложенных средств. Остальные инвесторы разделяют опасения химиков.

Поправки, подготовленные Минтрансом, призваны их развеять. Благодаря изменениям в законодательстве грузовладельцы смогут инвестировать в развитие путей РЖД, в то время как монополия гарантирует возврат вложений. Причем именно компенсацию затрат за счет тарифа на перевозку груза, как с примером НОВАТЭКа, Минтранс предлагает сделать базовой процедурой.

По мнению ведущего эксперта Управляющей компании "ФИНАМ Менеджмент"

Дмитрия Баранова, с принятием этих поправок ситуация с частными инвестициями в инфраструктуру железных дорог должна улучшиться.

"Во-первых, потому, что появится юридическая основа для них. Во-вторых, разделяются зоны ответственности частных инвесторов и РЖД, что позволит лучше наладить взаимодействие между ними, четко прописать права и обязанности каждой из сторон", - говорит эксперт, отмечая, что такие поправки могут стать первым шагом в изменении всей системы взаимоотношений РЖД и частных инвесторов.

"На текущий момент на законодательном уровне отсутствует порядок возврата инвестируемых грузоотправителем средств в развитие инфраструктуры общего пользования, что во многом и тормозит участие частных инвесторов в развитии железнодорожной инфраструктуры. Сейчас РЖД должны финансировать работы по развитию инфраструктуры общего пользования в месте примыкания, а строительство подъездных путей и обустройство точки примыкания обеспечивает грузоотправитель. При этом в случае отсутствия средств у РЖД при условии наличия соответствующих нормативно-правовых актов частное финансирование строительства путей общего пользования может стать эффективным и популярным. Однако, кроме решения вопроса компенсации затрат частных инвесторов, необходимо четко прорабатывать условия и стоимость строительства и сроки выполнения работ", - считает Татьяна Задорожная из "ТКБ Капитал".

В компаниях от комментариев на эту тему пока отказываются. В "СИБУР-Транс" "Гудку" сказали, что комментировать дальнейшие шаги нефтехимического холдинга пока преждевременно. В компании подождут, когда изменения будут приняты.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.10.2012Приглашение поправками