13-06-19 / 2019
Новости отрасли
Изменение тарифа на порожний пробег полувагонов может привести к увеличению расходов участников рынка

ОАО РЖД предлагает снизить тариф на порожний пробег полувагонов на расстояниях до 2,4 тыс. км на 12%, но повысить на 15% на более дальних перевозках. Параллельно предлагается дать скидку в 5% на порожний пробег при перевозках, оформляемых через ЭТП.

Вероятнее всего, в конечно итоге это приведет к тому, что расходы участников рынка увеличатся, и чтобы компенсировать их, они увеличат цены на свои товары и услуги, то есть переложат свои траты на конечного потребителя. Не исключено, что это может негативно сказаться на финансовом состоянии средних и малых игроков, вынудить их сократить объемы своей деятельности или вовсе уйти с рынка. Проблема в том, что может не хватить грузов на для обеспечения устойчивой положительной динамики погрузки на сети РЖД.

Например, за январь-май текущего года на сети железных дорог РЖД было погружено почти 160 млн тонн угля, а других грузов, подходящих для полувагонов, - в несколько раз меньше. Значит, для части порожних полувагонов, возвращающихся из портов после доставки туда угля, может элементарно не найтись груза, что приведет к тому, что операторам таких "несчастливых" вагонов придется платить за пробег больше. Кроме того, есть риск того, что часть вагонов может, что называется, "уйти с маршрута". Они начнут перевозить грузы, которые в них загрузят по дороге, и не прибудут вовремя, допустим, к тем же угольщикам, которые на них рассчитывают.

Соответственно, начнутся проблемы с вывозом уже у угольщиков, что негативно скажется на них экономическом положении, может отразиться с ритмичностью движения на всей сети железных дорог страны. Теоретически, эта мера может увеличить оборачиваемость вагонов и эффективность их работы, но вряд ли это утверждение справедливо в отношении всего вагонного парка страны. Можно утверждать, что часть операторов, предпочтет платить по увеличенному тарифу, но не будет загружать вагоны грузами по пути следования, чтобы не ухудшить отношения со своими давними партнерами – грузовладельцами и продолжать подавать им вагоны под погрузку в полном объеме в оговоренные сроки.

Вопрос тарифов на перевозку по сети железных дорог страны – один из самых острых, затрагивающий практически все субъекты экономики, поэтому малейшие изменения приводят к острым дискуссиям. Не исключено, что данные предложения вызовут активное противодействие со стороны операторов подвижного состава и грузоотправителей. Вероятно, следует поискать другие инструменты повышения доходности ставок РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру13.06.2019