23-07-10 / 2010
Новости отрасли
Изменение правил возврата налога на добавленную стоимость в России может изменить правила игры на рынке операторских услуг в перевозках...

После внесения поправок в Налоговый кодекс РФ о взимании налога на добавленную стоимость за оказанные услуги могут резко повысить ставки железнодорожных операторов в экспортно-импортных перевозках.

Исполнительный директор некоммерческого партнерства "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Дмитрий Королев заявил, что в настоящий момент в Государственной думе России находится на рассмотрении законопроект "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса России в связи с совершенствованием порядка применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость". При введении в действие предусмотренных законопроектом изменений в статьи № 164 и № 165 Налогового кодекса операторы будут лишены права на применение 0% ставки при оказании операторских услуг по предоставлению грузовых вагонов под перевозки экспортных и импортных грузов. Причем законопроект не регулирует вопросы транзита грузов и оказания услуг, связанных с перевозкой транзитных грузов. По мнению некоммерческого партнерства, законопроект не учитывает текущую ситуацию по реформированию железнодорожного транспорта. Им предусмотрено, что все организации железнодорожного транспорта, за исключением перевозчика - ОАО "РЖД", лишаются права на применение 0% ставки НДС.

"В результате снижается конкурентоспособность независимых операторов подвижного состава по сравнению с перевозчиками. Перевозчики могут, с одной стороны, привлекать вагоны независимых операторов для осуществления экспортных перевозок, применяя ставку в 18% НДС, с другой стороны, перевозчики могут оказывать грузовладельцам услуги по перевозке экспортных и транзитных грузов в вагонах независимых операторов, применяя 0% ставку НДС. В случае реализации вышеуказанной схемы независимые операторы будут вынуждены предоставлять вагоны грузовладельцам при посредничестве перевозчиков", - отметил господин Королев. Как следствие, отделение операторов от грузовладельцев может привести к росту стоимости услуг, оказываемых российскими компаниями, предоставляющими вагоны для организации перевозок экспортных и транзитных грузов железнодорожным транспортом на "пространстве 1520". "В случае если операторы будут предоставлять вагоны для перевозки экспортных и транзитных грузов непосредственно грузовладельцам, затраты на уплату и возмещение НДС за пользование вагонами операторов лягут на грузовладельцев, - считает эксперт. - Также это приведет к ограничениям для грузовладельцев возможности применения при экспорте базиса поставки FCA станции отправления. Поэтому на уровне российского законодательства необходимо установление равенства налогообложения перевозчиков и операторов, а также единообразного подхода к услугам, связанным с экспортно-импортными перевозками и перевозкой транзитных грузов".

Исполнительный директор АО "Казтранссервис" Талгат Лесов заявил, что в случае принятия поправок в Налоговый кодекс РФ компании "пространства 1520", располагающие формальными признаками перевозчика, не получат конкурентное преимущество на российской колее перед операторскими структурами.

"Если произойдут подобные нормативные изменения, то компании, обладающие статусом перевозчика, получат возможность снижать себестоимость своих услуг в отношении операторов, но только при работе на своей сети. Я не думаю, что это вызовет подорожание операторских услуг на перевозках по "пространству 1520". Во-первых, каждая администрация будет отстаивать интересы национальных операторов. Во-вторых, на российской сети не будет допуска локомотивного парка других стран. Локомотивы, работающие на сети РЖД, остаются в управлении российской магистрали, и она не пустит на сеть технику из сопредельных стран. Поэтому ничем, кроме как управлением вагонами, компании магистралей "пространства 1520" на российской сети заняться не смогут", - заявил он.

Генеральный директор ООО "ПГК-Украина" Виктор Кушнирчук уверен, что изменения не дадут преимуществ фирмам ближнего зарубежья в их работе на сети РЖД. "Перевозчиками на сети 1520 мм являются государственные железнодорожные администрации, и прихода частного бизнеса в этот сектор не планируется. Наиболее очевидным итогом предлагаемых новшеств может стать резкое повышение ставок операторов - собственников подвижного состава, прежде всего в межгосударственных перевозках", - отметил он.

Заместитель начальника департамента налоговой политики ОАО "РЖД" Алексей Колокуцкий заявил, что изменения оформления процедур возврата НДС при осуществлении экспортно-импортных перевозок коснутся не только операторов, но и перевозчиков.

"С введением Таможенного союза меняются формулировки таможенных процедур. В итоге это наверняка приведет к росту ставок операторов за предоставление вагонов, если не будет пересмотра таможенного законодательства, связанного с оформлением грузов. Необходимо формировать законодательство в отношении оформления экспортно-импортных перевозок так, чтобы предлагаемая нулевая ставка не стала некоммерческим инструментом конкурентной борьбы. Кроме того, важно сформулировать четкие критерии возмещения НДС, чтобы участник внешнеэкономической деятельности знал, как и за что ему возвращать этот налог", - отметил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок-152023.07.10Конкурентный ноль