14-04-20 / 2020
Новости отрасли
Изменение логистических цепочек, падение грузооборота и убытки: чего ждать транспортной отрасли от коронавируса

Миллиардные убытки, приостановка производства, дефицит ряда товаров и услуг, банкротство, безработица и простои, снижение спроса на энергоресурсы. Уже сейчас очевидно: коронавирус для экономики аукнется значительными потерями, а для транспортной отрасли в частности – изменением логистических цепочек, снижением погрузки и товарооборота.

Ожидаемое снижение

Из-за падения спроса на пассажирские перевозки ОАО "РЖД" отменило часть поездов внутри страны, в том числе сократило частоту движения "Сапсанов" между Москвой и Санкт-Петербургом. Был отменен и ряд поездов, курсирующих на Восточном полигоне. Но железнодорожные грузоперевозки не были приостановлены.

Более того, компания "РЖД" установила с 4 апреля по 31 декабря 2020 года понижающие коэффициенты на внутрироссийские перевозки социально-значимых грузов.

По данным ОАО "РЖД", погрузка на сети в марте составила 106,6 млн т, что на 5,5% меньше марта прошлого года. За 3 месяца погрузка каменного угля снизилась на 10,2% по сравнению с январем – мартом 2019-го, черных металлов – на 7%.

По оценке Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), на фоне глобальной турбулентности мировой экономики, связанной с ценовыми войнами на нефтяном рынке, пандемией коронавируса и принимаемыми мерами противодействия ей, выручка ОАО "РЖД" в марте 2020 года сократилась более чем на 3 млрд руб., операторов грузовых вагонов – более чем на 10 млрд руб.

Несмотря на то, что в марте планы развития инфраструктуры в ОАО "РЖД" уже пересмотрели в сторону оптимизации расходов, на сети продолжатся строительные работы, связанные с организацией непрерывного перевозочного процесса. Молниеносное падение

Именно авиационная отрасль самой первой почувствовала на себе последствия всех ограничений.

Из-за недопущения распространения коронавирусной инфекции авиакомпании по всему миру останавливают операционную деятельность. Так, к примеру, в марте по отношению к январю 2020 года пассажиропоток в Италии сократился на 87,5%, Германии – 71,2%, Испании – 70,7%, Австрии – 69,9%, Великобритании – 52,5%, Франции – 48,8%, России – 23,9%. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) оценивает потери авиационной отрасли в 2020 году в $63–133 млрд, говоря о том, что только 25% авиакомпаний по всему миру смогут прожить 3 месяца без выручки. Росавиация с 23 марта запретило все международные рейсы из региональных аэропортов.

С 27 марта Россия полностью закрыла регулярное и чартерное международное авиасообщение, за исключением вывозных рейсов. Снижение трафика началось с первых чисел марта, ближе к 20 числам оно приобрело лавинообразный характер. На фоне запрета полетов за рубеж российские авиакомпании, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), увеличили количество рейсов по России на 15%.

Но при этом авиакомпании отмечают их низкую загруженность, необходимость снижать цены на билеты, а эксперты не исключают переизбытка провозной емкости на внутреннем рынке. В последние дни марта руководство АЭВТ написало письмо первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову, в котором сообщило, что прямые убытки российских авиакомпаний от вывозных рейсов составляют минимум 500 млн руб. ежедневно.

Сохранить автомобильное сообщение

О существенном сокращении объема грузов, перевозимого автомобильным транспортом, говорить пока не приходится, в отличие от изменений самого процесса перевозок.

Во-первых, на всех внутренних границах стран Евросоюза и на подъездах к пунктам пропуска возникли многочасовые очереди, которые привели к значительным простоям большегрузов. Во-вторых, выросли издержки автотранспортных компаний на осуществление перевозок в международном сообщении, а требования об изоляции на 14 дней всех прибывших из-за рубежа начали сказываться на нехватке водителей. Автоперевозчики попросили кабмин ввести мораторий на уплату транспортного налога на 2021–2022 гг., обеспечить частичное субсидирование уплаты лизинговых платежей в 2020 году (в случае эксплуатации автотранспортных средств на условиях лизинга), а также отменить действие системы "Платон" с 1 апреля текущего года до 2022 года.

Но вместо этого последовало продление срока службы бортовых устройств "Платона". По прогнозу вице-президента Российского автотранспортного союза Валерия Алексеева, товарооборот грузового автотранспорта из-за последствий коронавируса может сократиться в 2 раза.

Уже сейчас, по словам экспертов, очевидно, что с рынка будут уходить мелкие перевозчики. Морское спокойствие

Стивидоры пока не спешат паниковать – производство в Китае оживилось.

По итогам первых 2 месяцев, по данным АСОП, оно составила 0,2% к аналогичному периоду 2019 года. Динамика перевалки сухих грузов в российских морских портах в марте 2020-го ожидается на уровне, близком к прошлому году, считают участники рынка. По их прогнозам, положительная динамика перевалки сухих грузов удерживается в значительной мере благодаря автоперевозчикам.

В частности, именно они сейчас обеспечили неплохие показатели по обработке зерна на морских терминалах, тогда как железнодорожная статистика по этой номенклатуре продолжает снижаться. По данным экспедиторов, в марте мировая транспортная система в сегменте грузовых перевозок стала работать в штатном режиме.

Но, по оценке Международной морской организации и Международного союза автомобильного транспорта, сложившаяся ситуация может привести к фундаментальным изменениям в будущем, поскольку нынешний кризис выявил ряд нежелательных уязвимостей для цепочек поставок. Вместе с тем стоит отметить, что судовладельцы на восточном плече Транссиба проявили гибкость как по ставкам фрахта, так и по готовности поставить дополнительный тоннаж.

При поддержке со стороны ОАО "РЖД" российский уголь имеет свою нишу сбыта, что и доказывает показатель погрузки в конце марта. Кто и как может помочь?

Все участники транспортной отрасли сходятся во мнении: выйти из кризиса с минимальными потерями может помочь только правительственная поддержка.

Участники рынка настаивают на том, чтобы правительство РФ выработало специальную программу по работе отрасли грузовых автомобильных перевозок в период ограничений, связанных с коронавирусом.

Кроме того, главными мерами поддержки должны стать введение налоговых каникул до окончания кризиса, проведение реструктуризации лизинговых платежей для тех компаний, у которых транспортные средства находятся в лизинге, мораторий на транспортный налог. Что касается авиационной отрасли, АЭВТ попросила принять те же меры, о которых ранее говорил А. Нерадько, а именно – выплату компенсаций за высокую стоимость керосина в 2018 году, продление нулевой ставки НДС на все внутренние рейсы (это сэкономит авиакомпаниям 36 млрд руб.), мораторий на повышение ставок на аэропортовые услуги.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер14.04.2020