29-09-21 / 2021
Новости отрасли
Изменение конъюнктуры на рынках металла: риски и возможности для грузоперевозок

На протяжении 3 лет общая динамика металлургических грузов оставалась примерно стабильной. Даже пандемия не оказала значительного влияния на этот рынок. Однако рынку уже сегодня следует готовиться к зреющим переменам, считает директор по развитию бизнеса и консалтинговой практики Metals Mining Intelligence Илья Коломеец. В рамках XII международной конференции "Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов" эксперт обрисовал ключевые тренды на рынках металла, которые определят логистику этих грузов в долгосрочном периоде.

В 2020 году было отмечено снижение объемов перевозки металла на 6 млн. тонн (всего 194 млн тонн) по сравнению с 2019 годом, что составляет лишь 3% от тоннажа грузов прошлого года. В 2021 г. общая динамика за 6 месяцев в целом соответствовала пре-пандемийной, и можно ожидать, что результаты года будут по крайней мере не хуже 2020 г., считает И. Коломеец. Тем не менее, по результатам первого полугодия 2021 года можно отметить, что вырос экспорт (до 29% в общем объеме отправок), что может объясняться благоприятной конъюнктурой на мировых рынках.

Внутренний рынок

На 2021 – 2025 гг. аналитик ожидает, что основными драйверами внутренних железнодорожных перевозок металлургических грузов станут проекты в ТЭК, в основном, в регионе Восточной Сибири, и инфраструктурные проекты.

В качестве примера И. Коломеец привел проект "Восток-ойл". "Это новый мегапроект "Роснефти" по консолидации текущих месторождений в Красноярском крае и освоению новых мест с более чем 5-ю месторождениями и ресурсами в 6 млрд. тонн нефти. Мы оцениваем, что проекту понадобится более 1,5 млн. тонн металлопроката (трубы, арматура, металлоконструкции и пр.)", - отметил эксперт. И подобных проектов на горизонте, по его словам, около семи.

Следующий фактор, который выделил, И. Коломеец, – развитие городов-миллионников на Дальнем Востоке. По его мнению, новые проекты, заявленные правительством РФ, имеют шанс стать серьезным рычагом для развития перевозок различной металлургической продукции на Дальний Восток, в особенности арматуры и иных конструкционных элементов. На первом этапе строительства первого города – Спутника – планируют построить около 1 млн. кв. м. жилых и коммерческих помещений. А на протяжении всего времени реализации – около 3 млн. кв. м. По оценке Metals Mining Intelligence, проекту понадобится более 10 млн. тн. металлопроката на первом этапе и около 30 млн. тн. на всем горизонте.

Однако инфраструктура должна развиваться параллельно этим проектам. Поэтому, по мнению эксперта, надо особое внимание уделить тому, как будет реализовываться проект ОАО "РЖД", так называемый второй БАМ. Ожидается, что развитие второй ветки БАМ изменит сложившуюся структуру перевозок, и в совокупности с проектом развития городов на Дальнем Востоке повысит общее движение грузов в сторону Азии. Текущий план предусматривает строительство около 340 км путей.

Общая потребность в металлопрокате, вызванная данными драйверами, оценивается в более чем 10 млн. тонн до 2025 года.

Экспортный рынок

"Мы также видим три фактора, которые изменят структуру портфеля металлургических предприятий и развитие железнодорожной инфраструктуры", - продолжил И. Коломеец. В их числе: пошлины на экспорт металла из РФ (это относительно краткосрочный фактор, влияющий на переориентацию транспортных потоков с экспорта на внутренний рынок), зеленые налоги на CO2 и ESG (среднесрочный фактор, который повлияет не только на структуру грузов металлургических предприятий, но и на структуру поставщиков) и развитие Северного морского пути (долгосрочный фактор, который будет трендом развития железнодорожной инфраструктуры).

Как подчеркнул И. Коломеец, с вводом экспортных пошлин и новых ставок НДПИ под влияние государственного регулирования попадет более 50 млн. тонн металлопродукции.

Далее эксперт отметил, что для логистических компаний ситуация с развитием углеродных налогов и перехода на "зеленую" энергию и производство означает изменение структуры перевозок с увеличением доли "чистого" сырья. Кроме того, до того, как металлурги не перейдут на достаточно "зеленое" производство, следует ожидать рост потребности во внутренних перевозках. "Очевидно, что крупные игроки идут по пути инвестиций в новую цепочку, которая будет базироваться на более чистых и экологически обоснованных технологиях, связанных с использованием металлизированного сырья. Структура товаропотока в связи с этим также будет меняться, вырастут перевозки ГБЖ и лома, они будут замещать уголь, руду, чугун", - пояснил он.

В отношении Северного морского пути И. Коломеец подчеркнул, что его развитие не только повысит востребованность морских перевозок, но также и станет драйвером развития ж/д инфраструктуры для государственных проектов. Кроме того, развитие инфраструктуры вдоль пути будет необходимо для его функционирования.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер29.09.2021