30-08-22 / 2022
Новости отрасли
Изменение формулы тарифа не приведет к росту доходов ОАО «РЖД»

В соответствии с поручением Правительства РФ в ноябре 2019 г. первоначальный срок ввода в действия новой модели государственного тарифного в области железнодорожного транспорта – 1 января 2026 г., что соответствовало срокам завершения развития железнодорожной инфраструктуры в рамках КПМИ (развитие подходов к портам АЧБ и СЗБ, развитие Восточного полигона). Пандемия, нестабильность международной экономической системы и беспрецедентное санкционное давление на экономику России отразились на планах и приоритетах развития сети РЖД. Изменились предпочтения грузоотправителей по переориентации на Восточное направление.

В конечном счете, все эти факторы приводят к снижению грузовой базы на сети и, как следствие, выпадающим доходам. Для балансировки инвестиционной программы ОАО "РЖД" Правительство РФ поддержало дополнительную индексацию грузовых перевозок с 1 июня текущего года, что негативно сказалось на финансовой нагрузке грузоотправителей.

В нынешних условиях спешить с принятием новой тарифной модели не имеет никакого смысла, так как изменение формулы тарифа не приведет к росту доходов ОАО "РЖД". Понимание востребованности восточного направления имеется у каждой стороны перевозочного процесса, что подтверждается в виде приостановки Правил недискриминационного доступа и их продления до конца текущего года. Необходимы государственные меры по стимулированию "инвестиционной этики" российских экспортеров, предпочитающих логистику через более дорогие каналы поставки за рубежом, но при этом сокращая транспортные расходы внутри страны. Турция увеличит стоимость прохода через проливы Босфор и Дарданеллы в пять раз, стоимость доставки контейнеров морем из Китая в Россию выросла за последние 6 месяцев в 1,5 раза.

Инструменты финансирования инвестиционной программы ОАО "РЖД" могут быть разными: дополнительная индексация, введение инвестиционной надбавки, новая модель тарифного регулирования с разделением на приоритетные направления, государственная субсидия и т.д. В любом из этих механизмов бремя финансирования ляжет на грузоотправителя либо в виде увеличения транспортных расходов, либо в виде роста налоговых отчислений в государственный бюджет.

В текущих условиях целесообразно принятие точечных, возможно, временных решений по дифференциации тарифов в зависимости от востребованности направлений. Разработка новой тарифной модели в условиях изменения геополитического направления в дальнейшем может привести к дисбалансу грузоперевозок по направлениям.

Действующая тарифная система дифференцирована по классам и родам грузов, дальности перевозки. С 2003 года изменение конъюнктуры рынков отразилось на работе железнодорожного транспорта: изменилась структура грузооборота по тарифным классам, родам грузов, дальности перевозок, переориентация высокодоходных грузов на альтернативные виды транспорта и увеличение доли низкодоходных массовых грузов (преимущественно сырьевых грузов, следующих на экспорт). Это привело к отставанию темпов роста доходной ставки от темпов роста индексации тарифов, как следствие снижение финансовой устойчивости компании.

Таким образом, необходимо предусмотреть введение дополнительного элемента дифференциации (по востребованности направлений) и пересмотра или возможной отмены других (класс и род груз, дальности перевозки).

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер30.08.2022