07-11-13 / 2013
Новости отрасли
Изломы боковых рам тележек грузовых вагонов стали причиной обсуждения проекта закона о страховании ответственности вагоностроителей

В связи с участившимися происшествиями на железной дороге, связанными с изломом боковых рам тележек грузовых вагонов, стала активно обсуждаться необходимость подготовки проекта закона об обязательном страховании ответственности вагоностроителей и вагоноремонтных компаний. Председатель НП ОЖдПС Ольга Лукьянова считает, что разработка нового документа может столкнуться с определенными сложностями.

– Ольга Вениаминовна, известно, что ОАО «РЖД» на протяжении года озвучивало идею о создании подобного закона. Почему работа по созданию документа не начиналась достаточно продолжительное время?

– Проблема заключается в том, что в законе не заинтересован практически никто: ни вагоностроители, ни ремонтные предприятия, ни владельцы вагонов, ни даже сами страховщики. Собственно, в нем заинтересовано только ОАО «РЖД», которое по итогам почти всех транспортных происшествий остается один на один с затратами на восстановление пострадавшей инфраструктуры. Основная часть судебных разбирательств, инициированных РЖД в отношении производителей некачественного подвижного состава, была проиграна в связи с недоказанностью виновности производителей или из-за неквалифицированного проведения служебных расследований в части установления фактов и причин происшествия. Естественно, у ОАО «РЖД» в такой ситуации возникает вполне обоснованное желание избавиться каким-то образом от издержек, вызванных выходом на сеть небезопасного подвижного состава. И самым простым способом в данной ситуации представляется введение обязательного страхования ответственности производителей вагонов и ремонтных предприятий, что позволит избежать процедуры определения виновного в происшествии лица и долгих судебных разбирательств. Страховая организация будет сразу компенсировать владельцу инфраструктуры понесенные им затраты на ремонт и восстановление. Это действительно справедливое решение вопроса.

– А как, по-вашему, это воспримут страховщики?

– Несколько лет назад государство дало крупным российским страховым компаниям большие привилегии, когда под предлогом улучшения качества страховых услуг произошла зачистка рынка от компаний среднего уровня, а затем было вменено так называемое ОСАГО на условиях, полностью устраивающих только страховщиков. Компании рассматривают страхование как налог без встречных обязательств, возникающих у его сборщика. Это стремление будет реализовано страховщиками при прохождении предлагаемого проекта закона через все компетентные государственные органы. Может так получиться, что на выходе мы будем иметь закон со многими условиями, направленными на снижение уровня выплат страховыми организациями. Наверняка появится норма об установлении потолка выплат, срок которых будет составлять несколько месяцев.

Страховщики прекрасно понимают, что на них просто-напросто перекладывают чужие проблемы: они встанут на место ОАО «РЖД», и в порядке суброгации им будет почти невозможно взыскать ущерб с виновного лица, если уж у РЖД это почти никогда не получалось! Поэтому страховые организации будут максимально приспосабливать новое направление страхования ответственности под себя.

– Насколько необходима именно такая мера? Почему добровольная форма страхования не подходит в данном случае?

– Она не сложилась на рынке вследствие отсутствия в железнодорожной сфере каких-либо демократичных площадок, на которых владельцы инфраструктуры открыто и на равных, а не с позиции силы договаривались бы с производителями вагонов и их владельцами. Вагоностроители, особенно иностранные, к сожалению, слабо ассоциируют себя с положением дел на железнодорожной сети, что также не способствует формированию взаимных договоренностей. В самом ОАО «РЖД» считают более удобным принять федеральный закон об обязательном страховании ответственности производителей и ремонтников, нежели убеждать каждый вагоностроительный завод и ремонтное депо в необходимости страхования ответственности в пользу владельца инфраструктуры.

– Каким образом будет высчитываться сумма страховой выплаты?

– На данный момент размер страховой премии неизвестен. С учетом все увеличивающегося числа сходов подвижного состава и снижения качества выполнения плановых ремонтов страховщики (а их лобби на всех уровнях власти довольно сильное) будут стараться установить максимально возможный размер страховой премии. Скорее всего, она не будет единой, а станет рассчитываться исходя из процента транспортных происшествий, приходящихся на объем произведенного или выпущенного из ремонта подвижного состава.

– Не приведет ли введение обязательного страхования к осложнениям в работе отрасли, к примеру к повышению цен на перевозку?

– Существенного усложнения не произойдет. Однако появится надбавка к цене услуг, которая, по нашим подсчетам, может быть весьма ощутимой: до 10 тысяч рублей за один вагон. Тут возникает интересный вопрос: как быть с иностранными ремонтными предприятиями? Будет ли прошедший в них плановые ремонты подвижной состав допускаться на российскую сеть? Если нет, то это может ограничить курсирование вагонного парка из других стран пространства 1520 по железным дорогам России. И причины тому есть: каждый год на железнодорожной сети ОАО «РЖД» фиксируются происшествия с вагонами с припиской в Казахстане, Беларуси, Украине. Следовательно, российский закон об обязательном страховании ответственности вагоностроителей и ремонтных предприятий будет распространяться естественным образом и на другие страны, если, конечно, их железнодорожные администрации желают проезжать через территорию РФ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru06.11.13Справедливое страхование?