15-01-15 / 2015
Новости отрасли
Излишний отстой вагонов мешает перевозкам

В последние годы при использовании вагонов приватного парка заметно возросло время их простоя. Это затрудняет процесс перевозок, поскольку они занимают станционные пути, уменьшая их общую вместимость.

Однако специалисты МИИТа, проанализировав ситуацию на сети, пришли к выводу, что постановку вагонов в отстой нельзя рассматривать как результат неудовлетворительного управления вагонными парками. Зачастую эта операция вызвана рядом объективных причин, присущих современным экономическим условиям.

Среди них рыночные колебания спроса на продукцию, требующие наличия резерва груза и собственных вагонов грузоотправителя. Сказывается и сезонная неравномерность отгрузки. Кроме того, практикуется параллельное накопление на путях грузоотправителя нескольких маршрутов, состоящих из вагонов разных собственников.

По мнению ученых, проблема обострилась в связи с тем, что темпы развития станционной инфраструктуры в последние годы в разы отставали от темпов прироста парка грузовых вагонов. Не случайно разработанный в 2012 году «Единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок» определяет порядок и условия временного размещения в отстой на путях общего пользования порожних вагонов, принадлежащих операторам подвижного состава.

Предназначенные для отстоя вагонов станции или выделенные для этой цели пути определяются договором между оператором и ОАО «РЖД». Их перечень обновляется ежеквартально, причем в него не включаются станции, где отстой вагонов может привести к отрицательным последствиям.

Компании-операторы, не располагающие собственной инфраструктурой, размещают «лишние» вагоны на путях станций ОАО «РЖД» в соответствии с указанными в договоре условиями. В перспективе такие компании должны инвестировать в строительство дополнительного путевого развития на станциях общего пользования.

При этом важно правильно рассчитать требуемую вместимость таких путей. Пока же в условиях постоянного стремления собственников предприятий к минимизации инвестиций в транспорт чаще всего принимается компромиссное решение, когда строятся пути, вмещающие лишь часть требующих отстоя вагонов, а остальная их часть размещается на «чужих путях». Так, например, в ОАО «Уралкалий», располагающем парком в 8 тыс. собственных вагонов-минераловозов, строится парк отстоя вместимостью всего 300 вагонов, хотя потребная вместимость путей отстоя выше.

По мнению специалистов вуза, решить проблему поможет технико-экономическое сопоставление вариантов строительства собственных путей, их аренды у других собственников либо временного размещения вагонов на путях владельцев инфраструктуры на договорных условиях. Кроме того, необходимы научные исследования с целью внесения изменений в методики расчета требуемого путевого развития станций.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.01.2015