23-12-20 / 2020
Новости отрасли
Избыточный контроль

Иван Беседин, начальник Калининградского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Таможня не должна осуществлять транспортный контроль за контрейлером при ввозе на территорию России, поскольку полуприцеп находится на железнодорожной платформе и не пересекает границу своим ходом.

Сейчас на полигоне Калининградской железной дороги перевозки груженых полуприцепов на железнодорожных платформах могут осуществляться только между основной территорией России и Калининградской областью транзитом через территорию Литвы. Международный транзит контрейлеров из иностранных государств не осуществляется, в том числе и потому, что в ходе таможенного оформления и таможенного контроля при международном транзите полуприцепы рассматриваются как товар, а не как транспортное средство.

В мае была впервые организована тестовая перевозка автомобильного полуприцепа с полимерной продукцией на контрейлерной платформе в составе контейнерно-контрейлерного поезда по маршруту Калининград – Кунцево-2 (Московская железная дорога). Время в пути составило менее двух суток. В июне осуществлена тестовая контрейлерная перевозка по маршруту Калининград-Сортировочный – Санкт-Петербург-Финляндский транзитом через Литовскую и Латвийскую железные дороги.

В результате нами выявлена необходимость совершенствования правового регулирования в сфере контрейлерных перевозок. Таможенные органы, осуществляющие контроль в железнодорожных пунктах пропуска (ЖДПП) на территории Калининградской области, считают проведение транспортного контроля в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" необходимым условием ввоза на территорию России транспортного средства международной перевозки – контрейлера, размещенного на железнодорожной платформе.

По нашему мнению, правовые основания для применения положений этого закона в ЖДПП отсутствуют, поскольку при пересечении государственной границы выполняется железнодорожная часть смешанной перевозки грузов. Так, в момент прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза товар перемещается железнодорожным транспортом, транспортный документ – накладная ЦИМ/СМГС – содержит сведения о товаре и перемещаемом в качестве груза контрейлере. Контрейлеры при ввозе, в момент предъявления таможенному органу для проведения контроля, находятся на железнодорожной платформе, не пересекают границу своим ходом и не осуществляют проезд по автомобильным дорогам.

В целях устранения выявленных препятствий для организации регулярных контрейлерных международных перевозок мы предлагаем установить особенности предоставления документов и заявления сведений при прибытии, помещении под таможенную процедуру таможенного транзита. Установить особенности совершения таможенных операций в отношении временно ввезенных на железнодорожной платформе контрейлеров без помещения под таможенную процедуру временного ввоза. Этого можно достичь путем внесения изменений в инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом.

Все эти предложения уже направлены для включения в комплексный план обеспечения транспортной доступности Калининградской области.

Центральным аппаратом ОАО "РЖД" в мае 2020-го проведено совещание с руководством ФТС России, в ходе которого была достигнута принципиальная договоренность о совместной разработке технологии осуществления таможенных операций, связанных с перемещением через границу и помещением под таможенные процедуры товаров, перевозимых контрейлерными составами.

ОАО "РЖД" совместно с Минтрансом России выработана концепция проведения транспортного контроля автомобильных транспортных средств, используемых в контрейлерных перевозках, на железнодорожных станциях назначения и отправления. В соответствии с концепцией транспортный контроль осуществляется уполномоченным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обустроенных местах на железнодорожных станциях после завершения железнодорожной перевозки, до начала движения автомобиля по автодорожной сети. В рамках принятых решений не требуется внесение изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения контроля, отсутствует необходимость изменять технологию работы железнодорожного пункта пропуска, производить его техническое дооснащение.

Помимо всего вышеперечисленного, проводится совместная с ФТС работа по определению перечня правовых актов, в которые необходимо внести изменения для установления порядка совершения таможенных операций при контрейлерной перевозке. По мнению регулятора, ключевой проблемой, требующей разрешения, является факт одновременного представления в ЖДПП для оформления временного ввоза без помещения под таможенную процедуру автомобильного и железнодорожного транспортных средств международной перевозки, задействованных в контрейлерной перевозке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.12.2020