Иван Беседин, начальник Калининградского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Таможня не должна осуществлять транспортный контроль за контрейлером при ввозе на территорию России, поскольку полуприцеп находится на железнодорожной платформе и не пересекает границу своим ходом.
Сейчас на полигоне Калининградской железной дороги перевозки груженых полуприцепов на железнодорожных платформах могут осуществляться только между основной территорией России и Калининградской областью транзитом через территорию Литвы. Международный транзит контрейлеров из иностранных государств не осуществляется, в том числе и потому, что в ходе таможенного оформления и таможенного контроля при международном транзите полуприцепы рассматриваются как товар, а не как транспортное средство.
В мае была впервые организована тестовая перевозка автомобильного полуприцепа с полимерной продукцией на контрейлерной платформе в составе контейнерно-контрейлерного поезда по маршруту Калининград – Кунцево-2 (Московская железная дорога). Время в пути составило менее двух суток. В июне осуществлена тестовая контрейлерная перевозка по маршруту Калининград-Сортировочный – Санкт-Петербург-Финляндский транзитом через Литовскую и Латвийскую железные дороги.
В результате нами выявлена необходимость совершенствования правового регулирования в сфере контрейлерных перевозок. Таможенные органы, осуществляющие контроль в железнодорожных пунктах пропуска (ЖДПП) на территории Калининградской области, считают проведение транспортного контроля в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" необходимым условием ввоза на территорию России транспортного средства международной перевозки – контрейлера, размещенного на железнодорожной платформе.
По нашему мнению, правовые основания для применения положений этого закона в ЖДПП отсутствуют, поскольку при пересечении государственной границы выполняется железнодорожная часть смешанной перевозки грузов. Так, в момент прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза товар перемещается железнодорожным транспортом, транспортный документ – накладная ЦИМ/СМГС – содержит сведения о товаре и перемещаемом в качестве груза контрейлере. Контрейлеры при ввозе, в момент предъявления таможенному органу для проведения контроля, находятся на железнодорожной платформе, не пересекают границу своим ходом и не осуществляют проезд по автомобильным дорогам.
В целях устранения выявленных препятствий для организации регулярных контрейлерных международных перевозок мы предлагаем установить особенности предоставления документов и заявления сведений при прибытии, помещении под таможенную процедуру таможенного транзита. Установить особенности совершения таможенных операций в отношении временно ввезенных на железнодорожной платформе контрейлеров без помещения под таможенную процедуру временного ввоза. Этого можно достичь путем внесения изменений в инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом.
Все эти предложения уже направлены для включения в комплексный план обеспечения транспортной доступности Калининградской области.
Центральным аппаратом ОАО "РЖД" в мае 2020-го проведено совещание с руководством ФТС России, в ходе которого была достигнута принципиальная договоренность о совместной разработке технологии осуществления таможенных операций, связанных с перемещением через границу и помещением под таможенные процедуры товаров, перевозимых контрейлерными составами.
ОАО "РЖД" совместно с Минтрансом России выработана концепция проведения транспортного контроля автомобильных транспортных средств, используемых в контрейлерных перевозках, на железнодорожных станциях назначения и отправления. В соответствии с концепцией транспортный контроль осуществляется уполномоченным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обустроенных местах на железнодорожных станциях после завершения железнодорожной перевозки, до начала движения автомобиля по автодорожной сети. В рамках принятых решений не требуется внесение изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения контроля, отсутствует необходимость изменять технологию работы железнодорожного пункта пропуска, производить его техническое дооснащение.
Помимо всего вышеперечисленного, проводится совместная с ФТС работа по определению перечня правовых актов, в которые необходимо внести изменения для установления порядка совершения таможенных операций при контрейлерной перевозке. По мнению регулятора, ключевой проблемой, требующей разрешения, является факт одновременного представления в ЖДПП для оформления временного ввоза без помещения под таможенную процедуру автомобильного и железнодорожного транспортных средств международной перевозки, задействованных в контрейлерной перевозке.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 23.12.2020 |