21-03-22 / 2022
Новости отрасли
Из-за отказа части грузополучателей в Европе от железнодорожной и автодоставки через РФ, нагрузка на морские линии увеличится

В связи с введенными санкциями и началом перестройки логистических цепочек участники рынка заговорили о затруднениях при отправке транзита из КНР железной дорогой по территории России. Вопросы о том, в каком режиме сегодня осуществляется транзит в ЕС из Китая через Россию, "РЖД-Партнер" задал директору филиала ПЭК в Китае Алексею Музееву.

- Алексей, как в настоящее время обстоят дела с транзитом?

- Что касается железнодорожных перевозок, порядок перемещения грузов из Китая в страны ЕС не изменился, поезда проходят в штатном режиме. Составы отправляются с железнодорожной станции в КНР и следуют через российско-китайский погранпереход, где происходит проверка сопроводительных документов, досмотр при необходимости, а затем запускается процедура таможенного транзита. После поезда без остановок следуют до границы с Евросоюзом, и далее до станции назначения.

Например, если пункт назначения находится на территории Польши, транзитная процедура проходит дважды: сначала на погранпереходе между РФ и Китаем, а затем на границе с Евросоюзом.

Фуры, следующие из КНР в ЕС, также проходят через погранпереход на границе Китая с Россией или с Казахстаном, в зависимости от выбранного маршрута. Транзитный контроль происходит дважды: сначала на территории нашей страны, затем на границе с Евросоюзом.

- Наблюдаете ли Вы переориентацию грузопотока из Китая в Европу грузоотправителей на морские и автомобильные маршруты?

- Мы сегодня наблюдаем частичную переориентацию грузопотока с железнодорожных маршрутов на морские и авиалинии. Например, грузы при доставке из КНР в Европу переориентировались на морские перевозки через Суэцкий канал.

Морской транспорт остается фундаментальным способом доставки из Китая в ЕС. Морем перевозят отправления, независимо от весогабаритных характеристик и размера партии. Для сравнения, грузоподъемность одного контейнеровоза составляет около 20 тысяч TEU. Тогда как контейнерный поезд перевозит в среднем 140 TEU.

Мы прогнозируем увеличение нагрузки на морские линии из-за отказа части грузополучателей в Европе от железнодорожной и автодоставки через РФ.

Переориентацию грузопотока из Китая в Европу с железнодорожного на автомобильный транспорт мы не наблюдаем. Стоит отметить, что сроки автодоставки выросли в среднем на 10-14 дней. Это связано с заторами, которые сохраняются как на границе Китая и России, так и на погранпереходах между Россией, Беларусью, Латвией, Литвой и Польшей.

Самый большой затор на российско-китайской границе – на МАПП "Забайкальск-Маньчжурия". По состоянию на 19 марта, в электронной очереди 7469 грузовиков. Наиболее протяженный затор при проезде на территорию ЕС образовался на белорусско-польской границе. Так, 19 марта на МАПП "Козловичи – Кукурыки" в очереди 700 транспортных средств. Одна из причин заторов на погранпереходах – усиление проверок грузовиков Таможенными службами стран ЕС.

- Как именно в нынешних условиях перестраиваются логистические цепочки при доставке в Россию?

- Если говорить о доставке из Китая в Россию, как я уже сказал, грузопоток перетекает с авиа и морских перевозок на железнодорожные и автомаршруты. Европейские авиакомпании, которые организовывали рейсы из Китая в нашу страну, ограничили перевозки на территорию РФ. В итоге число грузовых рейсов резко снизилось.

Доставка в российские порты и часть мультимодальных маршрутов через водные гавани РФ также ограничены. Так, 6 из 11 ведущих морских линий мира приостановили букинги в российские порты или ограничили работу.

В частности, это Maersk (610 судов), MSC (500), Hapag-Lloyd (13), Yang Ming (84). В свою очередь, HMM (110 судов) и One (240) ограничили прием отправлений в порты Новороссийска и Санкт-Петербурга. Букинг в дальневосточные порты продолжает действовать. Также функционируют морские линии России и Китая: FESCO (13), Sinokor (80), ZIM (101).

На российско-китайской границе действует 14 автомобильных пунктов пропуска, в том числе 3 международных (МАПП), 5 двусторонних (ДАПП) и 6 смешанных (СПП). На погранпереходах часто возникают заторы из фур. Самые протяженные сохраняются на МАПП "Забайкальск – Маньчжурия". В итоге при перевозке через этот погранпереход срок доставки может увеличиться на 10-20 дней.

Объем автоперевозок из КНР в Россию растет. Мы, например, запустили дополнительный маршрут, чтобы снизить зависимость от заторов на границе. По новому маршруту грузы пойдут через погранпереход "Алашанькоу – Достык". Также остается востребованной железнодорожная доставка из КНР в РФ.

Сейчас мы наблюдаем снижение тарифов на доставку. Например, в феврале перевозка FEU по железной дороге из Китая в Россию обходилась в $12-13 тыс. В марте стоимость составляет $8 тыс.

С начала марта произошел резкий рост запросов на доставку из Китая в Россию. В новых реалиях российские импортеры переориентируются на поставщиков из Юго-Восточной Азии. Компании также перестраивают систему платежей на обмен национальных валютах: рубль и юань.

Мы, безусловно, прогнозируем дальнейший рост объемов грузоперевозок из Китая, поэтому заранее прорабатываем новые логистические маршруты и готовим инфраструктурные мощности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер21.03.2022