29-04-14 / 2014
Новости отрасли
Иван Никонов: «Мы там, где нужны нашим партнерам»

Экономическое положение многих краевых предприятий напрямую зависит от того, насколько оперативно произведенная ими продукция доставляется потребителям. В этой связи Первая грузовая компания (ПГК) как крупнейший оператор подвижного состава на рынке железнодорожных перевозок и ее Красноярский филиал играют важную роль в функционировании экономики региона.

Красноярский филиал Первой грузовой компании идет навстречу конкурентному рынку. О специфике работы компании, а также об инструментах сотрудничества с разными категориям грузоотправителей рассказал в интервью «КЖ» директор Красноярского филиала ПГК Иван Никонов.

 – Иван Георгиевич, любые изменения в промышленном секторе экономики сразу же отражаются на объемах железнодорожных перевозок. Судя по структуре погрузки филиала в первом квартале текущего года, что можно сказать о конъюнктуре регионального рынка?

– Действительно, железнодорожные перевозки – барометр состояния рынка. Динамика погрузки ПГК как ключевого оператора отражает реальную экономическую ситуацию в регионе. За первый квартал текущего года филиал доставил потребителям более 2,5 миллиона тонн разных грузов.

Клиентский портфель Красноярского филиала включает в себя крупнейшие промышленные и добывающие предприятия Сибири, компании малого и среднего бизнеса. Поэтому у нас сложная номенклатура грузовой базы. Мы осуществляем практически все виды массовых перевозок – от нефти и строительных грузов до зерна и товаров народного потребления.

Среди основных видов грузов произошло снижение погрузки каменного угля. Это отражает рыночную тенденцию низкого спроса на твердое топливо на внутреннем рынке – объемы перевозок этого груза в регионе сократились на 12%. Угольные компании уменьшили объемы добычи вслед за снижением потребления твердого топлива предприятиями ТЭК и ЖКХ из-за теплых погодных условий.

Однако при этом доля филиала в общей погрузке угля на Красноярской железной дороге сохранилась на уровне прошлого года – 15,5%. Что же касается экспортных перевозок угля, здесь, наоборот, мы зафиксировали рост – объемы увеличились на 5%.

В других сегментах рынка положительную динамику показали перевозки лесных грузов. Так, с января по март в вагонах ПГК было перевезено 95 тысяч тонн лесной продукции, что в три раза больше, чем за тот же период прошлого года. Увеличение связано с ростом спроса на пиломатериалы российского производства в странах Средней Азии и в Китае, которые являются основными импортерами. В целом на весь текущий год предприятия лесной отрасли Красноярского края дают положительные прогнозы, обещая рост производства. Как следствие – мы ожидаем увеличения объемов перевозок.

Кроме того, по сравнению с прошлым годом мы в девять раз увеличили объемы перевозки зерна. В прошлом году аграрии Красноярского края собрали неплохой урожай – более 2,5 миллиона тонн. Сейчас произошел рост закупочных цен на зерно в других областях России, что позволяет предприятиям аграрного комплекса края выгодно реализовывать произведенную продукцию за пределами региона.

В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры наша задача – учитывать все тенденции рынка, своевременно реагировать на спрос и обеспечивать наших партнеров качественными услугами.

– Наверняка в условиях, когда основные игроки на рынке железнодорожных перевозок уже определены, удерживать свои позиции непросто. Что помогает компании решать поставленные задачи и развивать бизнес?

– Ситуация на рынке предоставления подвижного состава не бывает статичной. Сегодня мы говорим о высококонкурентном рынке, где действует много владельцев подвижного состава и сложился профицит вагонов. Это характерно как для регионов Сибири, так и в целом для страны. В такой ситуации даже с учетом наших конкурентных преимуществ важна быстрая реакция, умение вовремя среагировать и принять правильное решение.

– Что именно отличает ПГК от других участников рынка?

– Во-первых, у ПГК самая развитая филиальная сеть и диверсифицированный вагонный парк. Это дает нам возможность контролировать груз на всем пространстве колеи 1520, обеспечивать его круглосуточное диспетчерское обслуживание, а также сокращать издержки за счет порожнего пробега. В активе ПГК более 200 тысяч единиц разного подвижного состава. Это около 20% от общего количества вагонов, находящихся на сети.

Во-вторых, масштабы компании позволяют эффективно развивать услугу экспедирования, востребованную сегодня региональными производителями леса и каменного угля. В рамках таких договоров мы берем на себя организацию оптимального маршрута любой дальности, отслеживание промежуточных этапов доставки и полное оформление сопроводительной документации. Кроме того, мы предлагаем нашим партнерам участвовать в выстраивании логистических схем с предложениями по обратной загрузке вагонов. При поступлении заявок на использование наших вагонов ПГК готова предоставлять грузоотправителям более выгодные ставки.

Безусловным преимуществом ПГК также является принадлежность компании к структуре крупнейшего в России транспортного холдинга – UCL Holding, благодаря чему у нас есть возможность обеспечивать доставку грузов наших партнеров по специально разработанным логистическим схемам «от двери до двери», включая перевалку в портах и транспортировку водным транспортом.

– За два года, что ПГК работает в составе UCL Holding, изменилась ли стратегия и приоритеты компании?

– Главная стратегическая цель остается неизменной – быть лидером на рынке транспортных услуг и наращивать долю своего присутствия в зоне ответственности филиалов. Это распространяется на все сферы деятельности ПГК – высокое качество сервиса, операционная эффективность, управление парком вагонов, инновационное развитие и оптимизация порожнего пробега. В центре нашего внимания грузоотправители. Их качественное обслуживание было и остается нашим главным приоритетом. Мы там, где нужны нашим партнерам.

– Возвращаясь к ситуации в экономике, хотелось бы узнать ваше мнение – насколько благоприятен в регионах Красноярского филиала ПГК экономический климат?

– Зона ответственности филиала – четыре крупных промышленных региона Сибири – Красноярский край, Республика Хакасия, Иркутская и Кемеровская области. Сегодня эти территории – основные точки роста российской экономики. Здесь реализуются крупные индустриальные проекты. Ачинский нефтеперерабатывающий завод, ключевой партнер филиала, начинает реконструкцию производственных мощностей. В Нижнем Приангарье строится Богучанский алюминиевый завод и Богучанский лесопромышленный комплекс. В Хакасии и на юге Красноярского края идет развитие новых угольных месторождений. В Тыве начинается строительство новой железнодорожной ветки Кызыл – Курагино, которая должна связать единую систему железных дорог с Элегестским угольным месторождением республики. Все эти проекты позволяют нам рассчитывать на увеличение грузовой базы в регионе и, как следствие, на рост объемов перевозок.

Справка «КЖ»

ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) – крупнейший оператор железнодорожных перевозок в России. Компания предоставляет полный комплекс услуг по транспортировке грузов. В оперировании ПГК более 200 тысяч единиц подвижного состава, в том числе полувагоны, цистерны, платформы и вагоны иных типов. Региональная сеть компании представлена филиалами в 14 городах России, а международная – на Украине, в Казахстане и совместным предприятием в Финляндии.

ПГК входит в UCL Rail – железнодорожный дивизион международной транспортной группы Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding). Помимо железнодорожных активов, группа объединяет стивидорные компании на северо-западе и юге страны и крупные российские судоходные активы.

В состав UCL Rail также входит ОАО «Независимая транспортная компания» (НТК, владеет 100% акций ОАО «ПГК») и вагоноремонтное депо Грязи – совместное предприятие с ОАО «РЖД». UCL Rail владеет парком в 210 тысяч грузовых вагонов, в том числе более 112 тысяч полувагонов и около 55 тысяч цистерн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Красноярский железнодорожник29.04.2014