18-09-12 / 2012
Новости отрасли
IV Балтийский транспортный форум прошёл в Калининграде

В Калининграде завершился IV Балтийский транспортный форум, на котором эксперты из России, Литвы, Эстонии, Польши, Германии, Белоруссии,Украины и Казахстана обсудили насущные проблемы транспортной отрасли.

Трудности перевоза

Одной из центральных тем форума стало развитие системы железнодорожных перевозок на калининградском направлении. Такой интерес к железной дороге не удивителен: по рельсам в регионе перевозится 90 процентов всего объема перемещаемых грузов.

Проблемой, волновавшей всех без исключения экспертов калининградской транспортной отрасли, стало снижение в текущем году объема грузоперевозок.

Падение грузооборота не обошло стороной и Калининградскую железную дорогу.

За первые восемь месяцев 2012 года объем грузов, перевозимых калининградским филиалом "РЖД", снизился по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 15 процентов. Если в прошлом году к началу сентября КЖД перевезла 10,43 миллиона тонн грузов, в этом году - 8,82 миллиона тонн.

По словам министра развития инфраструктуры Калининградской области Александра Рольбинова, одной из причин снижения объема грузоперевозок стала общая конъюнктура мирового рынка. Падение мирового спроса на товары, перевозимые в калининградском направлении, не могло не привести к падению грузооборота на железной дороге эксклава.

Еще одна причина оттока грузов - тарифная политика соседних государств, по железным дорогам которых грузы следуют в Калининградскую область и из нее.

К идее введения на калининградском направлении единой тарифной ставки представители всех железнодорожных компаний, судя по состоявшемуся в рамках форума открытому обмену мнениями, относятся позитивно. Однако тарифы на железнодорожные перевозки - исключительная прерогатива государственных органов. И вопросами унификации расценок калининградских, литовских и белорусских железнодорожников на грузовые перевозки должны заниматься не перевозчики, а скорее профильные министерства всех трех стран. Что же касается тарифов по российской части "пути", то они для калининградского направления и без того оптимизированы до грани рентабельности. Ежегодная же индексация российских тарифов, как показывает практика других направлений, никакого отрицательного эффекта в виде снижения грузопотоков не оказывает.

Поэтому причины снижения грузооборота калининградских транспортных предприятий более комплексны и лежат в "треугольнике проблем", обозначенных министром развития инфраструктуры Александром Рольбиновым.

Клиент всегда прав

- Сейчас основным направлением нашей работы является клиентоориентированность, - заявил, обращаясь к участникам транспортного форума, начальник КЖД Сергей Коломеец. - В этом году, чтобы повысить свою привлекательность на рынке транспортных услуг, Калининградская железная дорога осуществила настоящий прорыв по основным клиентоориентированным показателям, регулирование уровня которых, в отличие от тарифов, зависит исключительно от нас.

В частности, процент грузовых поездов, отправленных по расписанию, в Калининградской области достигает 99 процентов, что превышает показатели других филиалов "Российских железных дорог". Существенно выросли, по сравнению с 2011 годом, скорость доставки грузов, среднесуточная производительность и пробег локомотива. Суммарное время от прибытия до подачи вагона на грузовые фронты портов и терминалов в Калининградской области сократилось на треть, а увеличение участковой скорости на пять километров в час позволило КЖД на четверть сократить время оборота вагонов.

При этом улучшение качественных показателей работы железной дороги не повлияло на себестоимость услуг, позволив клиентам более качественно и оперативно решать вопросы взаимодействия с операторами приватного вагонного парка.

- Сейчас мы работаем над запуском системы "одного окна", благодаря которой клиенты смогут, помимо всего прочего, экономить и свое личное время, - рассказал Сергей Коломеец. - По всем вопросам клиент будет общаться один раз и с одним человеком, ему не придется, как сейчас, иметь дело с несколькими инстанциями, чтобы отправить или получить груз. Думаю, система будет запущена к концу квартала.

Станция по заказу

Впрочем, клиентоориентированность - это не только внедрение принципа "одного окна", но и создание для клиентов лучших условий работы инфраструктурных объектов. Яркий пример - капитальный ремонт участка Черняховск - Железнодорожный.

- Плановый ремонт этого объекта должен был стартовать в конце текущего года, - поясняет Сергей Коломеец. - Однако у наших клиентов - компании "Автотор" - намечается рост контейнерного грузооборота со Словакией. Кроме того, запуск производства грузовых автомобилей Hyundai на "Автоторе" приведет к серьезному увеличению грузооборота с Южной Кореей. По просьбе клиентов мы перенесли капитальный ремонт на более ранние сроки, чтобы увеличить пропускную способность важного участка дороги.

К существенному увеличению объемов перевозок грузов следует готовиться в связи с присоединением России к ВТО и узкоколейному погранпереходу Железнодорожный - Скандава. Калининградская железная дорога готова перевести этот участок на круглосуточный режим работы. Кроме того, КЖД планирует ввести в работу железнодорожные станции, мощности которых в связи с невостребованностью пропускных способностей длительное время были законсервированы.

В следующем году калининградские железнодорожники планируют ввести в эксплуатацию новую приграничную станцию Чернышевское, которая будет принимать и отправлять до 90 процентов грузопотока, проходящего российско-литовскую границу. Значительный объем работ по строительству железнодорожной инфраструктуры станции уже выполнен: уложены пути, построены пост электрической централизации стрелочных переводов и сигналов, пешеходный мост для жителей поселка и объездная автодорога, проведены работы по электроснабжению участка Нестеров - Черняховск.

При этом железнодорожники внимательно отслеживают и координируют свои планы с перспективами развития инфраструктуры своих партнеров.

- Развитие портовой инфраструктуры, в теории, сделает регион привлекательным перевалочным пунктом для крупных отечественных и зарубежных судов, - уверен Сергей Коломеец. - В связи с этим мы планируем построить Северный железнодорожный обход города Калининграда. А начиная с 2014 года приступить к строительству современного железнодорожного терминально-логистического центра на станции Дзержинская, имеющей две железнодорожных колеи. Он сможет обрабатывать любые типы вагонов и грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, а также осуществлять работы по перевалке контейнеров и обработке контрейлеров.

Справка

Калининградская железная дорога - самая западная магистраль страны. В регионе разветвленная сеть железных дорог с плотностью 48 километров на каждые 1 000 квадратных километров общей территории, что почти в 10 раз превышает общероссийские показатели.

В силу эксклавного положения области дорога не имеет общих границ с "Российскими железными дорогами" и в системе перевозок связана с "большой Россией" через железные дороги Литвы и Белоруссии. Международные перевозки осуществляются по двум сухопутным пограничным переходам в направлении Литовской Республики и двум пограничным переходам с Республикой Польша.

Уникальная особенность Калининградской железной дороги - наличие узкой европейской колеи наряду с широкой российской. Движение грузопотоков между Польшей и Россией железная дорога обеспечивает по узкой колее через погранпереходы Мамоново - Бранево и Железнодорожный - Скандава. По своей специфике дорога является выгрузочной: объем переработки экспортно-импортных грузов от общего грузооборота составляет 85 процентов.

Калининградская магистраль работает в тесном взаимодействии с портами, обслуживая два морских порта (торговый и рыбный) и один речной, 6 терминалов по перевалке нефтепродуктов и 2 терминала по перевалке зерновых грузов. Клиентами КЖД являются больше сорока экспедиторов и восьмисот грузоотправителей, среди которых есть такие крупные предприятия, как "Автотор", "Содружество-Соя", "ЛУКОЙЛ-Калининград".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Российская газета - Экономика Северо-Запада18.09.12Рельсы без границ