27-02-13 / 2013
Новости отрасли
Итоги трех недель февраля текущего года на сети РЖД дают основания для оптимистичных прогнозов

Зафиксирован осторожный рост (порядка 1% к аналогичному периоду прошлого года), что после мрачного января (-6,2%) воспринимается как серьезный успех. Между тем, по мнению участников рынка, пока рано говорить о наметившемся переломе.

По сложившейся традиции главными творцами успеха следует признать низкодоходные грузы (+4%). Перевозки высокодоходных и среднедоходных грузов пока не вышли из отрицательной зоны (-1,2 и -9,9% соответственно). Практически неизменным остался и список лидеров в разрезе конкретных номенклатур. Каменный уголь прибавил 5,7%, что эксперты связывают с достаточно суровой зимой в странах Западной Европы и заявленными в Китае планами по оживлению металлургического комплекса. Активизация в данном сегменте способствовала и увеличению перевозки железной руды (+8%). Впрочем, пока несколько смело говорить о каких-то реальных изменениях: можно лишь четко сказать, что очередной двухмесячный цикл заканчивается, запасы, сделанные в конце прошлого года при нисходящем ценовом тренде, подходят к концу и так или иначе потребности производства диктуют необходимость новых закупок.

Куда более определенной выглядит ситуация в строительном комплексе. Стройгрузы прибавили 8% к аналогичному периоду прошлого года, и ожидания у поставщиков достаточно мажорные. «Очевидно, что ценовое падение, начавшееся с середины осени прошлого года, наконец достигло своего дна, – полагает начальник департамента логистики ОАО «Национальная нерудная компания» Алексей Лабырин. – Соответственно возможности поиграть на котировках сокращаются. Вероятность дождаться более низкой крайне мала – и закупки входят в нормальный режим». Схожую тенденцию мы наблюдаем в сегменте перевозок цемента (+19,4%). По мнению управляющего партнера консалтинговой компании «СМПРО» Владимира Гузя, увеличение железнодорожной отгрузки цемента вызвано тремя основными причинами. «Первая – это общий рост потребления цемента в связи с активизацией строительного комплекса. Вторая – результат конкурентной борьбы, когда региональные цементные компании, расположенные за многие сотни километров от Москвы, смогли воспользоваться более высоким спросом в столичном регионе и предложили материал на более выгодных условиях, чем заводы Центрального федерального округа, – отмечает эксперт. – Третий фактор – снижение арендных ставок за вагоны, в результате чего опять-таки региональные цементные компании смогли улучшить свое предложение и компенсировать тариф на перевозку».

Вместе с тем нельзя сказать, что для дальнейшего оживления отгрузок на сети имеются какие-то серьезные предпосылки. «Действительно, сейчас ситуация выглядит не столь мрачно, как многие ожидали в январе текущего года, – отмечает начальник управления маркетинга ООО «Фирма «Трансгарант» Александр Метелкин. – Однако каких-то системных изменений в последнее время не произошло. Мы наблюдаем восстановление спроса на перевозки сырьевых грузов, которые и дают основной объем, но это лишь частично компенсирует отставание с начала года. Сейчас на фоне того, что ничего негативного не происходит, ситуация выправляется, в том числе за счет тех объемов, которые не были перевезены в январе. Но пока далеко не очевидно, что февраль сеть закончит с плюсом к аналогичному периоду прошлого года».

Неудивительно, что очень многое будет зависеть от бюджетных расходов. Если финансирование строительных и иных крупных проектов будет осуществляться в соответствии с ранее утвержденными планами, это может стать достаточным драйвером для того, чтобы разогреть экономику страны в целом, даже на фоне неочевидных тенденций на внешнем рынке сбыта. Если же бюджетные потоки, как в 2012 году, будут прерываться – не исключена реализация самых пессимистичных сценариев. «В 2010-м ситуация была также очень неустойчивой, – констатирует аналитик компании WCA Станислав Бандеров. – Но строительство активизировало не только производство собственно строительных материалов и цемента, но и металлургического комплекса, машиностроения и далее по цепочке. Можно сказать, к середине года процесс перешел в самоподдерживающуюся фазу. Упрощенно говоря, строители давали загрузку металлургам и производителям цемента, которые, расширяя производство, заказывали больше строительных работ, для которых было необходимо еще больше металла и цемента».

Пока февраль показывает лишь то, что существуют предпосылки для реализации как пессимистичных, так и оптимистичных вариантов. И в этих условиях особенно важно не допустить сбоев непосредственно в перевозочном процессе, поскольку, как показывает практика последних месяцев, конкуренция между видами транспорта возрастает и даже активизация грузовых потоков может слабо отразиться на показателях сети РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru26.02.13К построению готовы?