01-02-11 / 2011
Новости отрасли
Итоги прошлого года оказались более оптимистичными, чем изначально предполагал топ-менеджмент РЖД

Плюсовая динамика практически по всем ключевым номенклатурам стала главным итогом грузовой работы ОАО «РЖД». И все же, хотя увеличение объемов прошло на всем полигоне сети, это лишний раз подтверждает тот факт, что экономика РФ постепенно преодолевает последствия финансового кризиса, но еще окончательно не выздоровела.

Именно поэтому, невзирая на победные реляции, минувший год справедливо назван стабильным.

Напомним, что предварительный прогноз не превышал 4%-ного роста по сравнению с 2009-м. Однако темпы развития экономики и динамика выхода из кризиса компаний, составляющих грузовую базу железнодорожного транспорта, были настолько успешными, что уже в марте 2010 года прогноз был пересмотрен в пользу 5%-ного увеличения погрузки, а по итогам года результат составил +8,8%. Всего на сети российских железных дорог в 2010-м было перевезено около 1,2 млрд. тонн грузов, грузооборот составил 2010,6 млрд. тарифных ткм (+7,8%). Для сравнения: в 2007 году погрузка составила 1,34 млрд. тонн, в 2008-м – 1,304 млрд. тонн. Здесь стоит отметить, что на фоне почти 9%-ного прироста погрузки индекс промышленного производства, отражающий реальную ситуацию в экономике страны, в прошлом году вырос почти на 20%, что свидетельствует пока об отставании РЖД в борьбе за грузовую базу.

Тем не менее по сравнению с показателями предыдущих лет достижения 2010-го кажутся более чем обнадеживающими. Судите сами: в 2007 году погрузка выросла всего на 3% по отношению к 2006-му, а в 2008 и 2009 гг. и вовсе сократилась к уровню предыдущих периодов на 3 и 15% соответственно. А отсюда следует, что показатели 2010-го хоть и являются хорошим результатом, но блекнут на фоне серьезного падения, случившегося годом ранее. На это на итоговом правлении компании обратил внимание президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. «Учитывая, что кризисные явления все-таки пока не преодолены, я бы воздержался от того, чтобы называть этот год успешным. В 2010-м мы перевезли примерно на 9% меньше грузов, чем в докризисный период», – подчеркнул он.

Положительный тренд был отмечен по всем классам грузов. По номенклатурам, формирующим 1 класс, рост составил 10,7%, по грузам 2 класса – 6,5%, 3 класса – 7,6%. При этом динамика увеличения объемов перевозок стабильно нарастала по всем основным номенклатурам, за исключением зерна. В целом на сети все дороги сработали в плюс, существенно превысив показатели предыдущего года. Лидерами стали Забайкальская железная дорога (рост более чем в 2 раза к уровню 2009 г.), Калининградская (+22,3%), Свердловская (+15,5%), Северная (+14,3%), Дальневосточная (+13,6%) и Приволжская (+12,2%). Динамика роста по остальным дорогам осталась в пределах 10%. Как видим, наиболее заметно улучшили свои показатели прежде всего самые восточные и западные полигоны сети РЖД, а также ключевые филиалы, формирующие основу грузовой базы. В целом это стало следствием повышения мировых цен и спроса на российские сырьевые ресурсы, столь активно экспортируемые за рубеж отечественными добывающими и перерабатывающими компаниями.

Рост погрузки на Восточном полигоне значительно повлиял на грузовую работу в 2010-м. Так, уже второй год подряд динамика грузопотока на Дальний Восток демонстрирует рост более 20%. Этому активно способствуют развитие Китая, потребляющего российскую сталь и черные металлы, повышение мировых цен на уголь, а также завершение строительства в этом регионе ряда крупных инвестиционных проектов. С одной стороны, в РЖД рады как самому факту увеличения грузопотока, так и загрузке портовых терминалов. С другой – пропускная способность сети РЖД на дальневосточном направлении на сегодняшний день исчерпана. «На Восточном полигоне инфраструктура работает на пределе своих возможностей», – отмечает начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Алексей Миронов. В связи со сложившейся ситуацией одним из наиболее значимых направлений инвестиционной политики компании на ДВЖД считают развитие Северного широтного хода (Восточный БАМ).

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru31.01.11Все в плюсе