10-08-09 / 2009
Новости отрасли
Итоги первого полугодия деятельности ОАО «РЖД», основные тенденции, направления (экспорт, импорт, внутренние), анализ грузопотока через п...

При сравнении двух полугодий (2008 и 2009 годов) складывающаяся ситуация действительно производит удручающее впечатление. Уровень ежемесячной погрузки снижается в среднем на 20–30% к аналогичным месяцам прошлого года. Если рассматривать динамику перевозок по месяцам, получается следующая картина: падение относительно аналогичного перио­да прошлого года в январе – на 33,6%, феврале – на 26,8%, марте – 21,8%, апреле – 22,7%, мае – 20,3%, июне – 13,9%. Наибольший провал зафиксирован в январе – марте, когда скачущие валютные курсы, пикирующие мировые цены и затоваренные склады компаний серьезно лихорадили всю экономику страны, а заодно и перевозочную отрасль. «Динамика работы транспорта является прямым отражением состояния экономики, поэтому в первом полугодии было зарегист­рировано снижение грузооборота по всем видам перевозок, – заключает старший аналитик ЗАО «Пиоглобал Эссет Менеджмент» Игорь Краевский. Динамика погрузки на ОАО «РЖД», которое является основным перевозчиком таких грузов, как уголь, кокс и черные металлы, напрямую привязана к индексу промышленного роста и показателям экономики в стране. И если промышленное производство падает на протяжении всего полугодия, а точнее, уже с осени прошлого года были приостановлены отгрузки по целому ряду предприя­тий, – то нет ничего удивительного в том, что основной перевозчик страны остался без груза. Ведь первое полугодие 2008-го пришлось на период экономического роста и развития всего промышленного комплекса в целом. Излишки денег вкладывались в развитие дополнительных мощностей и выполнение новых заказов. Для обеспечения этих обязательств приобретался подвижной состав, заключались договоры аренды, оформлялись долгосрочные кредиты. И потому столь существенное падение сегодня, по сравнению с показателями прошлого года, не должно вводить в заблуждение. Между тем плановые показатели погрузки почти все шесть месяцев демонстрировали свое выполнение и стабильный рост, что свидетельствует о качественной работе железнодорожных маркетологов. Согласно официальным итогам, план по перевозке за первое полугодие выполнили все отделения РЖД, кроме Сахалинской дороги. Среди особо отличившихся Юго-Восточная железная дорога (+2%), Куйбышевская (+0,8%), Октябрьская (+0,6%) и другие. В то же время произошло заметное перераспределение в структуре направлений экспортных перевозок. Отправка грузов в адрес российских портов даже увеличилась в сравнении с тем же периодом прошлого года (+1%). В частности, в департаменте управления перевозками ОАО «РЖД» отметили, что за первое полугодие 2009-го относительно показателей прошлого аналогичного периода в направлении морских портов практически в два раза выросла погрузка руды, в шесть раз – зерна, на 4,6% – угля, на 6,8% – нефти, на 4,5% – цветных металлов. Эксперты полагают, что данная статистика в первую очередь свидетельствует о переориентации грузопотоков с украинских и прибалтийских портов на российские морские терминалы. В частности, на руку отечественным стивидорам было и повышение в Украине транзитного тарифа на перевозку угля (по имеющимся данным, с июля прошлого года по январь нынешнего он вырос на 34%, а с учетом роста курса доллара в начале 2009-го – на все 89%). Свою роль здесь сыграл и запуск в эксплуатацию нового угольного терминала на Дальнем Востоке. Что касается руды, то, к примеру, Новороссийский морской торговый порт отвоевал этот груз у украинских коллег, сделав более выгодное предложение по его перевалке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер №16307.08.2009Кривая падений и надежд