24-04-15 / 2015
Новости отрасли
Итоги грузовой работы РЖД в I квартале свидетельствуют о сохранении кризисных тенденций в экономике

В I квартале 2015 года итоги грузовой работы на сети ОАО "РЖД" свидетельствовали о стагнации или снижении объемов большей части грузопотоков, а отмеченный на некоторых направлениях рост был связан с перемещением товаров из портов или их транспортировкой к морским гаваням.

В январе - марте 2015 года по сети РЖД было перевезено 316,8 млн т различных грузов, что на 3,2% меньше, чем за соответствующий период 2014-го. Погрузка в I квартале составила 292,1 млн т, что на 0,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Основные тенденции рынка транспортных услуг, обусловленные нынешним экономическим кризисом и двусторонними международными санкциями, сводятся к сокращению суммарного объема транспортировки товаров как в международном, так и во внутреннем сообщении, выраженном сжатии сегмента импорта и снижении темпов роста экспорта за счет отрицательной динамики в сегменте перевозок через железнодорожные погранпереходы.

За I квартал 2015-го во внутреннем сообщении было перевезено 183,4 млн т грузов, что на 1,4% меньше, чем в январе - марте прошлого года, в международном - 133,4 млн т (-5,6%). Экспорт за первые 3 месяца снизился на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на рост экспортных отправок через порты (+4,2%), небольшая итоговая отрицательная динамика обусловлена снижением объемов транспортировки через железнодорожные погранпереходы на 7,1%. При этом в марте 2015 года в сегменте экспорта регистрировалось увеличение объемов перевозки на 0,4% по отношению к аналогичному периоду 2014-го. Таким образом, тенденция роста в сегменте экспорта пока сохраняется. "Повышение биржевого курса доллара оказалось весьма привлекательным для экспортеров", - констатирует первый заместитель генерального директора ЦФТО - филиала ОАО "РЖД" Сергей Колесников.

Укрепление рубля, начавшееся в феврале 2015-го, пока не способствует наращиванию импорта. "Если тенденция, связанная с ростом курса отечественной валюты по отношению к евро и доллару, сохранится, то начиная со второй половины мая можно будет видеть положительную динамику объемов импорта", - считает генеральный директор ЗАО "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс.

В I квартале объемы перевозок зерновых продуктов выросли на 9,4% (до 5,7 млн т), по сравнению с аналогичным периодом 2014-го - в основном за счет увеличения экспорта (+35,4%, до 2,6 млн т). Напомним, что с 1 февраля 2015 года правительство России ввело экспортную пошлину на вывоз пшеницы в размере 15% плюс €7,5, но не менее €35 за 1 т в целях стабилизации цен на хлеб и муку на внутреннем рынке в условиях высокого темпа вывоза зерна. По расчетам главы Российского зернового союза Аркадия Злочевского, в РФ к концу марта осталось 5 млн т невывезенной пшеницы, а переходящий объем зерна в этом сезоне составит свыше 20 млн т.

Еще один сегмент железнодорожных перевозок, где был отмечен существенный рост, - черные металлы. Экспортные перевозки через порты в I квартале 2015 года выросли на 11% (до 6,6 млн т), в то время как внутренние - только на 2,2% (до 11 млн т). Вывоз российских черных металлов в другие страны значительно увеличился: в Турцию - на 27%, Испанию - в 2,4 раза, Казахстан - на 26%, Тайвань - на 12%, Германию и Италию - на 27 и 55% соответственно. "Увеличение спроса на российский металлопрокат вызвано девальвацией рубля и падением мировых цен на черные металлы", - поясняет старший аналитик дирекции по аналитическим исследованиям НПК "Объединенная Вагонная Компания" Лейсана Коробейникова. По ее словам, Россия смогла выйти на мировой рынок с более низким по цене предложением, что подтолкнуло часть стран-импортеров сократить собственное производство металлопродукции и закупить необходимый объем в РФ.

Наибольшее сокращение перевозок в I квартале 2015 года произошло в сегменте строительных грузов - на 19% (до 42,8 млн т), причем сжатие объемов импорта достигло 41,2% (до 1,9 млн т), внутренние перевозки упали на 16% (до 15 млн т). По мнению экспертов, отсутствие крупных инфраструктурных проектов в РФ усугубляется продолжающейся переориентацией стройгрузов с железнодорожного на другие виды транспорта. "Мы продолжаем вывозить цемент железнодорожным транспортом наряду с автомобильным, однако соотношение объемов продолжает меняться в пользу последнего", - поясняет директор по логистике "ХайдельбергЦемент Рус" Максим Днепровский.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру24.04.2015