13-02-17 / 2017
Новости отрасли
История железнодорожного транспорта в России началась 175 лет назад

1 февраля 1842 года (13 февраля по новому стилю) император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Сегодня минуло 175 лет со дня этого события, сообщает пресс-служба Октябрьской железной дороги (ОЖД, филиал ОАО "Российские железные дороги").

14 (26) апреля 1843 года была утверждена нанесенная на карту линия будущей железной дороги. И в мае 1843 года начались строительные работы одновременно с двух сторон – от Санкт-Петербурга и от Москвы. "Местом встречи" было назначено Бологое. Железная дорога строилась сразу на два пути. Работы производились преимущественно вручную с помощью конной тяги, однако, между станциями Валдайка и Березайка применялись паровые землекопные машины, схожие по конструкции с современными экскаваторами.

В ходе проектирования и сооружения дороги были определены многие параметры, в дальнейшем учитывавшиеся при строительстве других магистралей. Помимо принятой ширины колеи – 1524 мм, ставшей общегосударственной на сети российских железных дорог, это предельные уклоны, минимальный радиус кривых на перегонах в 1,6 тыс. метров и тяговые "плечи" для паровозов в 159 км.

Строительство железнодорожного полотна в местности, изобилующей реками и болотами, потребовало возведения большого числа искусственных инженерных сооружений. На трассе построили 69 каменных и чугунных труб, 19 путепроводов и 184 моста, в том числе первый в стране разводной мост через реку Волхов.

Первым пассажиром дороги стал сам император Николай I. В августе 1851 года он в сопровождении свиты проехал до Москвы.

Официальное открытие дороги состоялось 1 (13) ноября 1851 года. Таким образом, трасса длиной 664 км, ставшая в то время самой протяженной в мире двухпутной магистралью, была построена за 8,5 лет. На линии Санкт-Петербург – Москва расположились 34 пассажирских станции. С обоих концов железной дороги каждые сутки отправлялось по 2 пассажирских поезда и по 4 товарных. Пассажирские поезда ходили со скоростью 40 км в час, совершая весь путь за 18 часов. Уже в первый год эксплуатации по дороге перевезли 780 тыс. пассажиров и более 160 тыс. тонн грузов, что почти втрое превысило расчетные тарифы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.02.2017