11-01-13 / 2013
Новости отрасли
История ГЧП в РФ свидетельствует, что основной проблемой остаётся недостаточное разделение ответственности между его участниками

Очередным пунктом в растущей летописи транспортного долгостроя стал проект железнодорожной ветки Кызыл - Курагино, стартовавший по традиции под звуки фанфар и достаточно скоро поставленный "на паузу".

Пока паны ссорились...

Проект строительства железнодорожной линии Кызыл - Курагино за несколько лет успел претерпеть ряд трансформаций, лежащих не столько в плоскости изменения технических характеристик, сколько в области финансовой состоятельности частных инвесторов. Медиаобраз дороги прошел тернистый путь от пафосного пиара и внесения в список стратегически важных проектов до практически полного низложения и исключения из очереди к государственным субсидиям.

"Печально известный", "несвоевременный", "мертвый" - все эти скорбные эпитеты в адрес проекта посыпались в нынешнем году из уст экспертов, после того как ЗАО "Енисейская промышленная компания" (ЕПК) не выполнило свои финансовые обязательства, задолжав собственным работникам. Напомним, по первоначальным планам ЗАО "ЕПК" должно было вложить 49,27 млрд рублей в строительство подъездного пути, а также 33,08 млрд - в создание угледобывающего предприятия. Все официальные ленточки были разрезаны в октябре 2011 года. Что же случилось за те 11 месяцев, что прошли с момента торжественного открытия стройки до появления первых вестей о ее остановке?

Глава Тувы Шолбан Кара-оол, комментируя ситуацию, отметил, что новое руководство ЕПК оказалось в непростой ситуации из-за скрытых крупных долгов и определенной позиции ее предыдущего владельца. Что именно это за позиция, озвучено не было, но надо полагать, что она напрямую связана с лицензией на разработку Элегестского угольного месторождения. В сентябре текущего года всплывал вопрос о том, что она будет отозвана у ЕПК, но официальной информации на этот счет Роснедра пока не раскрыли.

Судя по всему, конкуренция за лицензию теперь развернется между бывшими совладельцами ЕПК и партнерами по Русской медной компании Русланом Байсаровым и Игорем Алтушкиным. Дело в том, что после покупки ЕПК внутри бизнес-тандема произошел конфликт, причиной которого стало избрание нового состава совета директоров компании. Одновременно начали всплывать данные о финансовых затруднениях инвестора и информация о том, что правительственная комиссия по приоритетным инвестпроектам засомневалась в целесообразности финансирования уже запущенного процесса.

Дальнейшая череда кадровых перестановок и интриг дала понять, что партнеры Р. Байсаров и И. Алтушкин перестают быть таковыми. В результате первый покинул ЕПК и создал ООО "Тувинская инвестиционная корпорация" (ТуИК), вид деятельности которого, согласно данным ЕГРЮЛ, - добыча каменного угля открытым способом. Параллельно была образована ООО "Енисейская промышленная корпорация", собирающаяся работать в том же направлении.

Другим путем

Пока бизнесмены делят сферы влияния, проект, который имеет первостепенное значение как для экономики Тувы, так и для развития Красноярского края, приостановлен. В ноябре министр регионального развития РФ Игорь Слюняев озвучил бесповоротное решение правительства не перечислять деньги Инвестфонда на строительство Кызыл - Курагино.

В ОАО "РЖД", у которого сейчас в наличии целый набор направлений, требующих скорейшего развития, на такое развитие событий отреагировали по-деловому. В департаменте экономической конъюнктуры и стратегического развития компании журналу "РЖД-Партнер" сообщили, что пока политические решения по проекту не превратилось в какие-либо практические шаги, ОАО "РЖД" будет уделять пристальное внимание линии Междуреченск - Тайшет, где исчерпаны ресурсы пропускной способности. Без модернизации этого участка строительство ветки Кызыл - Курагино имеет мало смысла.

Все как один эксперты сходятся во мнении, что при резком увеличении грузопотока за счет активизации деятельности грузовладельцев и разработки ресурсной базы этот участок превратится в бутылочное горлышко. В 2010-м суммарная загрузка данного направления составила 30-40 млн ткм/км. На протяжении текущего года наблюдалась положительная динамика (+12%), при этом более 60% грузопотока приходилось на уголь. Напомним, что объемы вывоза с месторождения, согласно расчетам, должны составить около 15 млн т в год, а в дальнейшем разрастись до 30 млн т. Если к тому же учесть, что по прогнозам к 2020-му объемы перевозок здесь за счет внешнеторговых грузов вырастут по сравнению с 2010 годом более чем в 1,5 раза, то столь пристальное внимание к участку Междуреченск - Тайшет становится более чем оправданным.

По информации пресс-службы Красноярской железной дороги, только на первоочередные мероприятия по модернизации Южного хода от Междуреченска до станции Саянская ОАО "РЖД" в период с 2012 по 2014 год будут направлены средства в объеме 9,9 млрд рублей. Это позволит построить вторые пути на наиболее проблемных перегонах, а также ввести в эксплуатацию ряд важнейших инфраструктурных объектов. После чего, как ожидается, пропускная способность участка Междуреченск - Тайшет вырастет с 20 до 30 пар поездов в сутки. Однако при условии полной реализации проекта Кызыл - Курагино перечисленных мер все равно будет недостаточно.

В связи с этим произошло вполне ожидаемое событие: бюджетные средства, предназначавшиеся для проекта Кызыл - Курагино, было предложено перенаправить в уставный капитал ОАО "РЖД" для расширения участка Междуреченск - Тайшет. Окончательное решение по этому вопросу еще не озвучено, но если (а точнее - когда) это случится, никто удивлен не будет.

Справка

Общая стоимость проекта строительства железной дороги Кызыл - Курагино и освоения Элегестского угольного месторождения, запасы которого оцениваются в 855 млн т, составляет 156,4 млрд рублей. Реализовать проект планировалось до 2016 г.

В настоящее время общая протяженность линии Междуреченск - Тайшет составляет 963 км, в том числе протяженность двухпутных участков - 432 км, однопутных - 531 км.

точка зрения

Представитель правительства РФ:

- Ситуация, которая сегодня сложилась по проекту Кызыл - Курагино, привела к тому, что высшее руководство страны приняло решение приостановить финансирование, потому что частный сектор не выполнил свои обязательства. Предполагается, что эти средства могут быть переориентированы на развитие очень важного направления Междуреченск - Тайшет.

Шолбан Кара-оол, председатель правительства Республики Тува:

- В данной ситуации мы считаем верным выполнять задачу, поставленную главой государства, по реализации проекта, имеющего огромное значение для дальнейшего социально-экономического развития республики, южных районов Красноярского края, использования богатейшего потенциала Тувы в интересах страны. Поэтому нами будут приняты все необходимые меры в рамках компетенции региона.

Игорь Голубев, начальник отдела анализа эмитентов НОМОС-Банка:

- Судьба Элегестского месторождения довольно сложная, до владения ЕПК компания находилась в собственности Межпромбанка, который в дальнейшем обанкротился. Ввиду того что аукцион по продаже актива на сегодняшний день оспаривает Агентство по страхованию вкладов, возникают политические риски. Вполне возможно, выход Руслана Байсарова вызван именно этим фактом. Отзыв лицензии у ЕПК довольно реален, в том числе с учетом того, что конкуренция за месторождение в связи с его перспективностью достаточно большая. Вместе с тем отмена строительства железнодорожной ветки - серьезный камень преткновения для развития месторождения. По предварительным планам, из бюджетных денег должна была финан-сироваться треть строительства железной дороги, остальные средства должен был выделить частный инвестор. Уход Р. Байсарова из проекта делает самостоятельное финансирование строительства железнодорожной ветки Игорем Алтушкиным достаточно затруднительным. Вполне вероятным видится развитие месторождения в партнерстве с госбанком. Очевидно, что поддержку прежде всего могут оказать Сбербанк или ВТБ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер10.01.13Из приоритетных - в преждевременные