25-11-14 / 2014
Новости отрасли
Источники финансирования Северного широтного хода не определены - РЖД

Источники финансирования проекта по строительству железнодорожной линии Обская-Коротчаево (Северный широтный ход, СШХ) не определены, отмечает ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) в проекте своей инвестиционной программы на ближайшие 3 года, с которым ознакомился "Интерфакс".

На 2015-2017 гг. необходимые инвестиции монополия оценивает в 75,08 млрд руб. (10,68 млрд руб. - в 2015 г., 27,12 млрд руб. - в 2016 г. и 37,28 млрд руб. - в 2017 г.).

...

Как сообщалось ранее, Северный широтный ход планируется проложить в районе расположения газоконденсатных месторождений, позволяющих добывать в перспективе 28,5 млн тонн в год. Магистраль позволит обеспечить выход генерируемого грузопотока на Северную железную дорогу для кратчайшего транзита углеводородов в западном направлении: плечо доставки грузов сократится в этом случае на 200-700 км. В восточном направлении, на Свердловскую железную дорогу, должны пойти грузы, необходимые для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений. Также новая линия позволит разгрузить Транссибирскую магистраль РЖД и создать условия для развития промышленности в регионе прохождения.

Проект предполагает достройку станции Обская-II (должно профинансировать ОАО "Газпром" (MOEX: GAZP)), строительство подхода к мосту через Обь и самого моста (Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ - Росжелдор), прокладку от него железной дороги до станции Салехард (Ямало-Ненецкий автономный округ, ЯНАО), линии Салехард-Надым (ОАО "Корпорация развития"), моста через реку Надым (ЯНАО), а также достройку участков Пангоды-Надым ("Газпром"), Пангоды - Новый Уренгой и Новый Уренгой - Коротчаево (РЖД). Координатором проекта выступает Росжелдор.

Одновременно предполагалось усилить железнодорожную магистраль Лабытнанги-Чум-Котлас-Коноша на территории Архангельской области, Коми и ЯНАО, с которой должен стыковаться СШХ. Общая стоимость строительства Северного широтного хода оценивается в 135,6 млрд руб. Кроме того, есть возможность состыковки линии с портом Сабетта на полуострове Ямал (его планируется перестроить в универсальный, попутно развивая ледокольный флот Северного морского пути, портовую и технологическую инфраструктуру для переработки газа на месте экспорта сжиженного продукта).

Магистраль протяженностью 707 км ранее предполагалось проложить к 2015 г. Однако у государства денег на финансирование проекта предусмотрено не было. Тем не менее, "Корпорация развития" начала строить мост через Надым и ж/д участка Сырковый-Хорей, ориентируя их на месторождения ОАО "НОВАТЭК" (MOEX: NVTK) (для вывоза углеводородов с Ярудейского месторождения в объеме до 3,5 млн тонн в год). Газодобывающая компания рассматривается ключевым отправителем грузов по СШХ.

Однако из-за отсутствия финансирования строительство моста через Надым было приостановило, сообщал ранее генеральный директор подрядчика этой части работ - ООО "Мостострой-12" Алексей Мельниченко. Компания через суд требует от "Корпорации развития" как заказчика строительства 1,773 млрд руб., в том числе средства за выполненные, но не принятые строительно-монтажные работы за май-август 2014 г. (готовность моста, по словам топ-менеджера, составляет 75%) и задолженность более ранних периодов.

Изначально мост планировалось ввести в эксплуатацию в I квартале 2016 г. Позже было подписано дополнительное соглашение, по которому были взяты обязательства сдать объект во II квартале 2015 г. Стоимость строительства моста составляет 13,95 млрд руб. Замглавы "Корпорации" по маркетингу и связям со СМИ Тимур Хакимов сообщал "Интерфаксу", что "Мостострою-12" направлено письмо о расторжении договора, поскольку компания приостановила работы на стройплощадке и не отреагировала на претензии заказчика. "Дочка" "Корпорации развития" - ООО "Уралстройтехнологии" (Санкт-Петербург), между тем, объявила конкурс на достройку моста. Начальная цена договора составляет 4,8 млрд руб.

На этом фоне министерство транспорта РФ в середине 2013 г. отмечало, что государство не планирует выделять федеральные средства на проект строительства СШХ ранее 2017 г. "За счет средств федерального бюджета мостовой переход через реку Обь планируется реализовать, начиная с 2017 г.", - писало ведомство в одном из отчетов. Немногим ранее старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович заявлял, что его компания вообще не планирует инвестиции в Северный широтный ход вплоть до 2020 г.

Министр транспорта РФ Максим Соколов в конце 2013 г. заявлял, что его ведомство предложило правительству направить га строительство линии часть средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Однако информации об одобрении этих инициатив не было. Между тем, губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин на встрече с первым вице-президентом РЖД Александром Мишариным в июле выражал надежду на то, что СШХ будет построена к 2018-2019 гг. "Есть определенная уверенность, что в этом году мы начнем строительство моста через Обь и самой железной дороги", - говорил он. А.Мишарин при этом отмечал, что "принятые сегодня решения абсолютно позволяют в обозначенные сроки это строительство завершить", также выражая надежду, что будет принято решение о финансировании проекта в 2017 г. из бюджета.

Также в числе проектов, по которым не определены источники финансирования, РЖД выделяют строительство железнодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив. Сумму необходимых инвестиций компания не указывает, отмечая, что "наименование и перечень необходимых мероприятий подлежит уточнению". Также не принято решение по финансированию проекта по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань. "Затраты за счет собственного капитала" в 2015-2017 гг. оцениваются в 199,8 млрд руб., в том числе в 3,6 млрд руб. - в 2015 г., 102,6 млрд руб. - в 2016 г., 23,6 млрд руб. - в 2017 г.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс25.11.2014