14-03-23 / 2023
Новости отрасли
Истина в зерне

Грузовые экспрессы, организованные ОАО "РЖД" и "Русагротрансом", оправдали ожидания

В феврале "Русагротранс" (входит в "Деметра-Холдинг") сообщил, что в 2022 году совместно с ОАО "РЖД" организовал рекордное количество зерновых маршрутов, запустив грузовые экспрессы. В 2023-м стороны намерены продолжать развитие данного формата.

"Русагротранс" совместно с ОАО "РЖД" в 2022 году организовали 828 маршрутных отправок зерна общим объемом 1,7 млн тонн (против 206 маршрутов и 500 тыс. тонн в 2021-м), что стало для железнодорожного оператора историческим рекордом. Совместными усилиями было увеличено количество станций отправления груженых и назначения порожних составов до 171, что позволило масштабировать маршрутные технологии на дороги и станции регионов ЦФО, Поволжья и Сибири.

Партнеры обеспечили и отправку грузовых экспрессов, возможность сбора в один состав грузов с разных элеваторов Северо-Кавказского, Южного и Центрального федеральных округов, включая такие крупные предприятия, как Ипатовский комбинат хлебопродуктов (Ставропольский край) и Октябрьский элеватор (Волгоградская область). Таким образом, элеваторы стали важной частью всей интегрированной логистической цепочки, превращаясь в крупные региональные хабы, которые обладают компетенциями по покупке и отправке зерна в российские порты.

Согласно финансовому плану ОАО "РЖД" на 2023 год, предусмотрена погрузка зерна в размере 24,2 млн тонн с ростом к фактическому уровню 2022 года на 1,4% (+0,3 млн тонн). Увеличению вывоза будет способствовать рекордный урожай зерновых и зернобобовых культур, валовой сбор которых в 2022 году превысил показатель 2021-го практически на треть (+26,7%, или +32,4 млн тонн) и достиг 153,8 млн тонн (по предварительным данным Росстата от 13 января 2023 года), сообщила "Гудку" заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Ирина Ажикина.

Она не исключила, что из-за санкционных ограничений экспорт зерна железнодорожным транспортом в 2023 году может снизиться к уровню 2022 года на 3,4% (-0,5 млн тонн), до 13,5 млн тонн.

По оценке аналитического центра "Русагротранса", объем перевозок зерна, включая транзит и импорт, в 2023 году может составить 27,5 млн тонн, что станет рекордом с 2020 года (тогда перевезли 26 млн тонн). Во внутреннем сообщении прогнозируется сокращение железнодорожных перевозок зерна на фоне рекордного урожая в большинстве регионов и снижения спроса на транспортировку по железной дороге на дальние расстояния до 7 млн тонн против 7,8 млн тонн в 2022 году.

По данным аналитического центра "Русагротранса", маршрутные отправки сокращают время в пути в 1,5-2 раза. В компании отмечают, что растущий объем перевозок аграрных грузов требует точного планирования загрузки железнодорожных направлений и развития логистической инфраструктуры для экспорта и внутренних перевозок. Кроме того, благодаря маршрутным отправкам ускоряется оборачиваемость вагонов, что в результате обеспечивает экономический эффект.

Заместитель начальника ЦФТО ОАО "РЖД" Ирина Ажикина рассказала, что объем маршрутных отправок в общей погрузке зерна незначителен, по итогу 2022 году составил 1 млн тонн, снизившись к уровню 2021 года на 11,8% (-0,1 млн тонн). В 2023-м эти отправки, напротив, растут: за январь – февраль их объем вырос к уровню аналогичного периода 2022 года в 2,1 раза (+0,1 млн тонн) и составил 0,3 млн тонн.

По состоянию на 17 февраля 2023 года цена на российскую пшеницу составила $298 за тонну, отметили в "Русагротрансе". Для сравнения: цена на американскую пшеницу составляет $332 за тонну (+11,4%). В компании подчеркивают, что рост объемов перевозок зерна по сети ОАО "РЖД" будет обеспечен за счет ожидаемого увеличения экспорта продукции.

В 2023 году вывоз прогнозируется на уровне 19,7 млн тонн против 14,2 млн тонн год назад. Более 80% железнодорожного экспорта зерновых грузов приходится на пшеницу. Во внутренних перевозках доля пшеницы ниже – менее 40%, отмечают в компании. Помимо пшеницы весомая часть перевозок приходится на ячмень, солод в зерне и кукурузу.

Как отмечает Ирина Ажикина, сегодня внешнеторговую деятельность РФ осложняют вызванные санкциями ограничения на фрахт иностранных судов и запреты на судозаходы в российские морские порты. Кроме того, на экспорт отечественного зерна оказывает влияние снизившаяся в сельхозсезоне 2022-2023 годов рентабельность поставок вследствие удешевления продукции из-за наличия профицитного предложения (рекордного урожая) и действия экспортной пошлины.

Эксперт подчеркивает, что, несмотря на консервативные прогнозы по экспорту, ОАО "РЖД" фиксирует положительные тенденции на данном направлении перевозок. Так, по оперативным итогам января – февраля 2023 года погрузка зерна на экспорт выросла к уровню аналогичного периода прошлого года на 60,8% (+1,3 млн тонн, до 3,4 млн тонн).

По словам Ирины Ажикиной, основной объем погрузки зерна на сети осуществляется из ЦФО (7,3 млн тонн, 31% от погрузки в 2022 году), Сибирского (4,6 млн тонн, 19%), Приволжского (4,2 млн тонн, 18%) и Южного (3,8 млн тонн, 16%) федеральных округов. Основными потребителями являются Южный (9,3 млн тонн, 39% от погрузки в 2022 году), Северо-Западный (4,1 млн тонн, 17%) и Центральный (3,1 млн тонн, 13%) федеральные округа.

В компании подчеркивают, что железнодорожные субсидии на вывоз зерна из удаленных от портов регионов (ЦФО, Поволжье, Урал и Сибирь) как внутри страны, так и на экспорт являются крайне эффективным способом роста доходности производства зерна. Доля стоимости возмещаемого груженого пробега в цене фермера достигает 15-20%, что существенно поддерживает сельхозпроизводителей, в особенности при больших объемах урожая.

Сейчас особенно остро стоит вопрос с оборотом парка вагонов-зерновозов. На протяжении 2022 года он находился на уровнях значительно более высоких, чем в предыдущие годы (на 11% выше, чем в 2021 году, и на 27% выше, чем в 2022-м). Как отмечает Ирина Ажикина, по состоянию на 1 марта 2023 года парк вагонов-зерновозов собственности РФ достиг 57,5 тыс. единиц, увеличившись с начала текущего года на 3% (+1,7 тыс. единиц). При этом в феврале 2023 года обеспечено сокращение оборота таких вагонов на сети холдинга до 21,8 суток, что на 1,9 суток, или 8,2%, меньше показателя января 2023 года и на сутки, или на 4,3%, меньше показателя февраля 2022 года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.03.2023