17-12-09 / 2009
Новости отрасли
Исследование рейтингового агентства "Эксперт РА" описывает ситуацию с лизингом в России в первом полугодии нынешнего года следующими сл...

Поводом для такой резкой оценки послужило то, что "едва ли не все лизингодатели первые месяцы года потратили на перезаключение действующих договоров вместо работы над новыми сделками. В результате у многих компаний не было заключено ни одного нового контракта". Однако даже и у тех, кто успевал наряду с этой работой наращивать объемы бизнеса, результаты скромные: сумма новых лизинговых сделок по итогам полугодия сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2008-го в 4,8 раза".

Ассоциация "Рослизинг" делает неутешительный вывод - сектор железнодорожного транспорта, авиационной техники и судов пострадал от кризиса сильнее остальных сегментов: "Из-за высокой стоимости предметов лизинга и серьезных проблем с привлечением финансирования большинство независимых лизинговых компаний ушли с этого рынка. В начале года заключались лишь единичные сделки на небольшие суммы".

Генеральный директор ЗАО "ВКМ-Транс" Валерий Андрюшин поясняет ситуацию в цифрах: "Заработок полувагона в середине 2008 года составлял 1,5 тыс. руб. В кризис он стал 400 руб. За отстой этого же вагона нужно платить 300 руб., поэтому какой был выбор у операторов? Либо платить 300 за отстой и еще 700 как лизинговый платеж, либо везти по очень низким ценам, но хотя бы не платить за бездействие".

Отметим, что даже на пике конъюнктуры величина лизинговых платежей составляла почти половину от того, что зарабатывала единица самого востребованного типа подвижного состава, которую летом 2008 года невозможно было сыскать днем с огнем. Неудивительно, что для большинства операторов, но, заметим, не для всех, единственным выходом стала реструктуризация платежей. "Мы отложили все свои лизинговые платежи с согласия банков - это было очень тяжело - на 1,5-2 года. Сейчас многие из операторских компаний, работавших по низким ставкам, в огромных долгах", - продолжает В. Андрюшин.

Стоит сказать, что большинство лизингодателей пошли навстречу своим клиентам. И для этого были основания. Все же текущий кризис - уникальный: спад наблюдается во всех отраслях, в связи с чем лизингополучатели лишились возможности платить вовремя не из-за каких-то своих ошибок, а, если можно так выразиться, объективных обстоятельств, которые вполне тянут на форс-мажор. К тому же в случае объявления дефолта и изъятия подвижного состава лизинговая компания может столкнуться с необходимостью собирать разбросанные по разным частям страны вагоны и искать на них покупателя. Второй пункт в условиях экономического спада выполнить крайне сложно.

Возможно, в мотивах лизингодателей был и другой момент. Они понимают, что за спадом рано или поздно начнется рост, который приведет к стабильному спросу на услуги финансовых посредников. Логично, что потенциальные лизингополучатели в будущем станут выбирать поставщиков услуг исходя не только из размера ставок и прочих условий договора, но и истории взаимоотношений лизингодателя со своими клиентами в период кризиса - во времена, когда проблем с платежами было сложно избежать, как мы уже оговорились, по объективным причинам.

Говоря в целом, лизинг пережил кризис, по крайней мере его острую фазу, которая пришлась на четвертый квартал 2008-го - первый квартал 2009 года. За исключением отдельных дефолтов банкам, лизингодателям и лизингополучателям удалось избежать массового изъятия подвижного состава и частых встреч в арбитражном суде. Можно сказать, что участникам рынка удалось договориться.

Со стабилизацией объемов перевозок во втором полугодии и даже едва наметившимся ростом услуги по финансовой аренде вагонов и локомотивов снова стали пользоваться спросом. Причем проведенный нашим журналом опрос показывает несколько парадоксальную вещь: активность клиентов из числа операторов даже превышает общее оживление в производственном секторе. Это притом что цена вагонов, в общем-то, не сильно упала.

Представитель одной из операторских компаний в беседе с нашим журналом рассказал о том, что банки наконец-то стали кредитовать по близким к объективной реальности ставкам. Топ-менеджер другой признался, что его компания в настоящее время организует тендер среди лизинговых компаний на поставку нескольких сотен единиц универсального подвижного состава. Как известно, Globaltrans в ноябре заключил соглашение с UniCredit Bank о привлечении кредита на общую сумму 750 млн руб., а также соглашение о финансовом лизинге подвижного состава на сумму $7 млн.

"В третьем квартале ситуация начала меняться в лучшую сторону, - оценивается в материалах "Рослизинга" состояние лизинга железнодорожного транспорта, авиационной техники и судов. - Было заключено несколько крупных сделок, это привело к тому, что объем нового бизнеса по итогам квартала вырос почти в пять раз. За 9 месяцев 2009 года снижение объема новых сделок произошло всего на 37,65% по сравнению с другими сегментами рынка лизинга. В целом по итогам января - сентября текущего года участниками исследования было заключено 14 договоров на 9 983,47 млн руб.". Однако аналитики "Рослизинга оговариваются: "Все же нельзя сказать, что сегмент лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов вышел из кризиса. Так, несмотря на рост объемов сделок, количество заключенных контрактов в третьем квартале сократилось на 50%, а по итогам 9 месяцев 2009-го - на 87,18% по сравнению с прошлым годом.

В целом данный сегмент рынка лизинга сильнее всего пострадал от кризиса и, по-видимому, будет медленнее всего восстанавливаться. Правда, это не касается компаний с государственным участием, которые не имеют трудностей с привлечением финансирования, как независимые компании".

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер16.12.09Лизинг на перепутье